ЧЕЛОВЕК 5/2018

Аннотации и ключевые слова опубликованных статей



Тищенко П.Д. “Что такое человек?” Ответы Бориса Григорьевича Юдина
В философии Б.Г. Юдина сам вопрос: “что есть человек?” является фундаментальной характеристикой человеческого бытия как такового. Человек — это особого рода существо, которое, в отличие от других, озабочено вопросом о смысле своего существования. Если у него и есть какой-либо “центр” идентичности, то его место как раз и занимает эта проблема. Ответ Б.Г. Юдина на этот фундаментальный антропологический вопрос двусоставен. В концепции антропогенных фазовых переходов он описывает границы человека как природного существа, постепенно становящегося собственным артефактом, преодолевая грань между искусственным и естественным. В концепции технонауки и биоэтики Б.Г. Юдин ставит проблему человека как субъекта современных специфических форм познания, переосмысляя традиционное понимание ответа на вопрос: “Что можем знать?” (что значит — это “знать” в современной науке) и долженствования “Что должны делать?”, исходя из фундаментальных различий в нашем понимании добра и зла. В основе его ответа на третий кантовский вопрос: “На что мы можем надеяться?” лежит вера в науку и в особую роль критической философской рефлексии, без которой научный прогресс не может реализовать свою гуманистическую миссию.
Ключевые слова:человек, антропогенные фазовые переходы, “что есть человек?” технонаука, биоэтика, искусственное, естественное.
Tishchenko P.D. “What is Man?”: Answering Kant’s question
Within B.G. Yudin’s philosophy the question: “What is a Human being?” is itself the most fundamental characteristic of human existence as such. Human beings are a special kind of beings: unlike all the others, they are concerned about the meaning of their own existence. If Human beings have any “center” of their identity, it is that problem. For B.G. Yudin the answer to this fundamental anthropological question is two-part. Within the concept of anthropogenic phase transitions, he describes the boundaries of Human beings as natural beings which are gradually becoming their own artifacts, overcoming the line between the Artificial and the Natural. Within the concept of techno-science and bioethics B.G. Yudin poses the problem of the Human being as a subject of specific modern forms of cognition, reinterpreting the traditional understanding of the answer to the question: “What could we know?” (What do you mean “to know” in contemporary science) and “What should we do?” based on the fundamental differences in our understanding of good and evil. His answer to Kant’s third question: “What can we hope for?” is based on a belief in science and in a special role of critical philosophical reflection, without which scientific progress cannot realize its humanistic mission.
Key words:Human being, “what is a human being?”, anthropogenic phase transitions, technoscience, bioethics, the Artificial, the Natural.

Соина О.С., Сабиров В.Ш. Испытание добром: праксиологический и метафизический аспекты
Поднимается вопрос о негативных последствиях положительных моральных поступков для их протагонистов и окружающих людей. Почему добрые деяния нередко вызывают не чувства благодарности и желание адекватного воздаяния со стороны облагодетельствованных кем-либо, а оборачиваются равнодушием, презрением и ненавистью? Эта проблема трудноразрешима в теоретическом плане. Более продуктивным может быть ее рассмотрение в аспекте нравственной праксиологии и метафизики. Проанализированы такие духовно-нравственные феномены, как добро, совершаемое по склонности, идейно мотивированный альтруизм, доброхотство, представленные в качестве вариантов аберраций нравственного сознания, которые могут изживаться на основе моральной рефлексии и этической просвещенности. С этической точки зрения важным моментом в нравственных отношениях между людьми является равенство их субъектов.
Ключевые слова:добро, помощь, нравственный ум, добро по склонности, альтруизм как идейная установка, доброхотство, равенство субъектов нравственных отношений.
Soina O.S., Sabirov V.Sh. An ordeal by goodness: praxeological and metaphysical aspects
The article covers the issue of the negative effects of positive moral actions for both protagonists and surrounding people. Why don’t good acts often cause feelings of gratitude and the desire of adequate retribution from the benefited ones, but result in indifference, contempt and hatred? This problem is difficult to be solved in theory. Its consideration may be more productive in the perspective of the moral aspect of praxeology and metaphysics. Such moral phenomena as kindness that is performed out of inclination; ideologically motivated altruism; kindness, are analyzed. Those phenomena are presented as various aberrations of the moral consciousness, which can be eliminated on the basis of moral reflection and ethical enlightenment. From an ethical point of view, the equality of the subjects is a very important moment in moral relations between people.
Key words:good, help, moral mind, goodness by inclination, altruism as the ideological setting, kindness, equality of subjects of moral relations.

Андреюк Д.С., Махиянова Е.Б. Эмпатия: нейрофизиологические механизмы и эволюционный смысл
Выдвинуто предположение, что эмпатия является эволюционным приобретением, полезным когнитивным механизмом, характерным не только для человека, но и для других социальных млекопитающих. В обоснование приводятся результаты антропологических, нейрофизиологических и генетических исследований нескольких видов социальных млекопитающих, а также достаточно хорошо проработанные гипотезы: гипотеза самоодомашнивания человека и гипотеза систематизации-эмпатизации. Эмпатия — осознанное понимание эмоционального и ментального состояния оппонента на основе уже имеющегося в сознании набора репрезентаций психологических феноменов со знакомым результатом, так называемой модели психического (психологического) состояния человека, или theory of mind. Для развития эмпатии и формирования обширной модели психологического состояния требуется продолжительный период ювенилизации, то есть сохранения гибкости и пластичности психики — необходимых условий высоких когнитивных способностей. Другим условием является снижение уровня внутривидовой агрессии на основе определенного нейрофизиологического профиля. Это постулаты гипотезы самоодомашнивания человека. Второй гипотезой, лежащей в основе теории когнитивной эволюции человека, является гипотеза систематизации эмпатизации. Она связывает степень маскулинизации мозга с различиями в способности понимать модели психологического состояния других индивидов. Крайняя степень высокой систематизации и низкой эмпатизации, наблюдаемая при нарушениях аутистического спектра, считается результатом гипер-маскулинизации мозга в период пренатального развития. В настоящее время уже описан целый ряд нейрофизиологических механизмов, обеспечивающих просоциальное поведение. В качестве примеров “социальных” гормонов можно назвать окситоцин, серотонин и вазопрессин. Следовательно, одним из векторов когнитивной эволюции человека, возможно, является формирование так называемого человека сотрудничающего, или человека социального, который максимально приспособлен для эффективн
Ключевые слова:нейрофизиология мозга, гормоны, эмпатия, ментальность, когнитивные способности.
Andreyuk D.S., Makhiyanova E.B. Neuro-physiological mechanisms and evolutionary sense of the empathy
It was that the empathy is an evolutionary acquisition, a useful cognitive tool, that is typical not only for human beings but for other social mammals as well. The assumption is substantiated by some results of anthropologic, neurophysiologic and genetic examinations of some species of social mammals as well as by some extensively developed hypotheses, e.g. “human self-domestication” hypothesis and empathizing–systemizing theory. Empathy is a conscious understanding of the other person’ emotional and mental state based on the subject’s available set of mental representations and their results — socalled “theory of mind”. To evolve empathy and to develop the extensive theory of mind the period of juvenalization, i.e. preserving of the mental flexibility and plasticity must be long enough. A reduction of intraspecific aggression based on a certain neurophysiologic profile is another necessary precondition. These are the postulates of “human selfdomestication” theory. Another hypothesis underlying the theory of human cognitive evolution theory is empathizing–systemizing hypothesis. It links the differences in a persons’ ability to understand mind theories of other persons with the level of the brain masculinization. An extreme level of high systematizing and low empathizing that accompanies autism spectrum disorders is usually attributed to hyper-masculinization of the brain in the time of prenatal development. A number of neurophysiological mechanisms that provide pro-social behavior are described by now. Among “social” hormones there are oxytocin, serotonin, vasopressin. So the formation of so called homo cooperative or homo social, who is most adapted to efficient social interactions, may be one of the evolutionary vectors. An individual who is “ideal” for co-operation, must have a strong empathy, a developed mind theory, lower brain masculinity, a high level of endogenous oxytocin, a well-developed mirror neuron system or systems, willingness to take risks in orde
Key words:brain neurophysiology, empathy, mentality, cognitive abilities.

Запесоцкий А.С., Марков А.П. На пороге кардинальной трансформации. Размышления над материалами Лихачевских чтений
Размышления над материалами Лихачевских чтений Авторы тематизировали проходившие на форуме дискуссии. Они разворачивались вокруг следующих проблем: особенности современности как перехода от постмодернизма к будущему, контуры которого не ясны, культурно-антропологические модусы происходящих изменений, взаимовлияние различных сторон и институтов социума, ростки нового как область возможных рисков, кризис глобализации и политики мультикультурализма, цивилизационные модели и их конкретная реализация, российский выбор в контексте мировой истории, проективная и инструментальная роли гуманитарного знания.
Ключевые слова:постмодернизм, будущее, культурно-антропологические факторы развития, глобализация, цивилизационные модели, российский выбор, гуманитарное знание.
Zapesotskiy A.S., Markov A.P. Zapesotskiy A.S. In the midst of the fundamental transformation
The paneling at the Forum thematised the main areas of discussion were the characteristics of the contemporaneity as a period of transition from post-modernism to the future that is still unclear; cultural and anthropological modes of the changes taking place; interinfluence of various societal facets and institutions; growing-points as zones of possible risks; the crisis of globalization and multi-culturalism; civilization patterns and their realizations; Russian option in the context of the world history; projective and instrumental role of humanitarian knowledge.
Key words:post-modernism, the future, cultural and anthropological factors of development, globalization, civilization patterns, Russian option, humanitarian knowledge.

Следзевский И.В. В поисках спасения: новые смыслы и ценности африканского религиозного опыта
Статья посвящена процессам сближения и синтеза африканских традиционных религий и мировых религий — христианства и ислама. Основное внимание уделено роли африканского религиозного синкретизма в цивилизационном развитии Африки южнее Сахары: приобщению африканских обществ и народов, африканской личности к так называемой духовности цивилизаций “осевого времени”, принципиально отличающихся по способу осознания человеком самого себя, границ своих возможностей, мирового бытия в целом от древних или архаических цивилизаций. Африканский религиозный синкретизм представлен и как реципиент, и как самоорганизующийся, одушевленный высшими духовными ценностями спасения субъект этого цивилизационного процесса. В отдельных разделах статьи рассматриваются тенденции исторического развития Африки южнее Сахары в направлении цивилизаций “осевого времени”, эволюция современного афрохристианства и афро-ислама в направлении духовности “осевого времени”, роль африканского религиозного опыта в социокультурной трансформации Африки в постколониальную эпоху. Делается вывод, что условия и результаты постколониального развития Африки южнее Сахары приближают миллионы африканцев, духовных и политических лидеров Африки, африканскую религиозную и общественно-политическую мысль к ситуации выбора путей цивилизационного развития как путей спасения, мобилизации духовных сил и духовного опыта человека.
Ключевые слова:Африка, религиозный синкретизм, “осевое время”, социокультурная трансформация.
Sledzevskiy I.V. In pursuit of redemption: new meanings and values of the African religious experience
Article is devoted to processes of rapprochement and synthesis of the African traditional religions, on the one hand, and world religions — Christianity and Islam — on the other. The main attention is paid to the role of the African religious syncretism in civilization development of Africa to the south of the Sahara: to familiarizing of the African societies and the people, the African personality to so-called spirituality of the civilizations of “axial time” that are essentially different from ancient (archaic) civilizations on a way of understanding by the person of himself/herself, the borders of his/her opportunities, world life in general. The African religious syncretism is presented here both as the recipient of this civilization process and as its subject who is self-organized, inspired by the supreme cultural wealth of redermption. The tendencies of historical development of Africa to the south of the Sahara in the direction of “axial time” civilizations, evolution of contemporary Afro-Christianity and Afro-Islam in the direction of spirituality of “axial time”, the role of the African religious experience in sociocultural transformation of Africa during a post-colonial era are considered. The conclusion is drawn that conditions and results of post-colonial development of Africa to the south of the Sahara bring millions of Africans, spiritual and political leaders of Africa, the African religious and social and political thought closer to a situation of the choice of ways of civilization development as ways of rescue, mobilization of spiritual powers and spiritual experience of the person.
Key words:Africa, religious syncretism, “axial time”, sociocultural transformation.

Малков С.М. Б.Г. Юдин и междисциплинарность в науке: биография на фоне традиции
Статья посвящена памяти выдающегося отечественного философа Бориса Григорьевича Юдина. Прослеживается процесс становления отечественной междисциплинарной традиции на фоне соответствующих процессов в мировой научной мысли. Раскрывается место в этой традиции таких мыслителей, как В.И. Вернадский, Э.Г. Юдин, Б.Г. Ананьев, И.Т. Фролов, и влияние, которое она оказала на работы Б.Г. Юдина по этике науки, биоэтике и гуманитарной экспертизе. Особое место отводится роли синтетического метода и комплексного подхода в отечественной междисциплинарной традиции.
Ключевые слова:Б.Г. Юдин, время, методология, междисциплинарные исследования, человек, синтез, комплексный подход, Институт человека.
Malkov S.M. B.G. Yudin in the perspective of the Home tradition of interdisciplinary studies
The article is written as a tribute to the memory of the outstanding home philosopher B.G. Yudin. The formation of Home interdisciplinary tradition is traced against the background of the relevant processes in the worldwide scientific thought. The place of such thinkers as V.I. Vernadsky, E.G. Yudin, B.G. Ananyev, I.T. Frolov within that tradition is unraveled as well as its influence on B.G. Yudin’s works on the ethics of science, bioethics and humanitarian expert review. Special attention is given to the role of the synthetic methodology and within the Home interdisciplinary tradition.
Key words:B.G. Yudin, time, methodology, interdisciplinary studies, Human, complex holistic approach, Institute of Human studies.

Ананьев В.Г. Человек и предмет в современных концепциях зарубежной музеологии: смена парадигм?
В историографии считается, что начиная с 1970-х годов определяющим фактором в музейном деле является антропологический поворот. Человек, а не предмет оказывается в центре институционального внимания, а взаимодействие с сообществами разного рода становится одним из важнейших направлений музейной работы. При этом в последнее десятилетие в англоязычной музеологии появляется ряд концепций, предлагающих пересмотреть субъект-объектные отношения в музейном пространстве. В статье анализируются близкие друг другу концепции реляционального, рассредоточенного и текучего музея. Постольку поскольку музей как форма культуры отражает в своей деятельности закономерности “большой” культуры, эти подходы могут быть полезны и для анализа общекультурных закономерностей начала ХХI века.
Ключевые слова:человек, предмет, музей, реляциональный музей, рассредоточенный музей, текучий музей.
Ananiev V.G. A human being and an object in contemporary concepts of foreign museology: The change of paradigms?
In historiography anthropological turn is considered to be the determining factor of museгum work since the 1970th. It is a human being, not an object, that is the focus of institutional attention, and interaction with communities of all kinds becomes one of the most important directions of museum work. At the same time, a number of concepts have emerged in the English-speaking museology in the latest decade, proposing to review subject-object relations in the museum space. The concepts of relational museum, distributed museum and liquid museum are analyzed in the article. As activities of the museum as a form of culture reflects the laws of «large» culture, these approaches can be productive for the analysis of the general cultural paradigms of the beginning of the 21th century.
Key words:human being, object, museum, relational museum, distributed museum and liquid museum.

О современной науке и ее месте в культуре
В дискуссии представлены два видения истории и сущности естественных наук: культурно-историческое, идущее от гуманитарных дисциплин (В.М. Розин), и идущее от естественных наук, в первую очередь от структуры и истории физического знания (А.И. Липкин). В.М. Розин утверждает, что контекст для современной науки задает “технология в широком понимании”, именно в ней формулируются вызовы времени и проблемы, что развитие науки определяется практическими целями, что сегодня мы вошли в ситуацию кризиса науки, когда вместо понятия природы обсуждают такие категории, как “ризома” или “сложностность”. Участники полагает, что на “вызовы времени” отвечают “технология в широком понимании” (по Розину) или “технонаука” (по Липкину), а не фундаментальная наука, которая продолжает и сегодня, как и при своем рождении в XVII в., развиваться по своей логике, исходящей не из практических (прагматических) целей, а из собственного интереса в соответствии с моделями развития науки Т. Куна и И. Лакатоса; что в области естественных наук принципиального кризиса нет, а постмодернистские понятия “ризома” и др., неуместны, поскольку, базовые понятия в естественных науках контекстно независимы.
Ключевые слова:наука, естественная наука, инженерия, технология, философия науки, развитие науки, кризис науки.
Contemporary science and its place in the culture
The history and essence of natural sciences are considered in two different perspectives: cultural-historical perspective derived from the humanities (V. Rosin), and the one coming from the natural sciences, especially the structure and history of physical knowledge (A. Lipkin). V. Rosin argues that it is the technology in a broad sense that makes the context of modern science and the challenges of time and problems are formulated within the technology. A. Lipkin denies it arguing that “time calls” are actual within the “technology in a broad sense” (Rosin’s wording) or “tecno-science” in Lipkin’s terms) rater than in basic science that is still going on as it did it the time of its birth in the 17-th century. It’s logic is based not on practical (pragmatic) goals, as was serted by Rosin, but within the technology own interest according to the models of the development of science of T. Kuhn and I. Lakatos. V. Rosin claims that we are now in a situation of science crisis, that instead of nature we discuss such bizarre notions as rhizoma or complexity. A. Lipkin argues that in the field of natural sciences the principled crisis does not exist, the Kuhn’s model does work, and the postmodern notions like “rhizoma” and others, related to context, are not appropriate, as basic concepts in natural science are contextually independent.
Key words:Science, Natural Science, engineering, technology, philosophy of science, development of science, crisis of science.

Человек в междисциплинарном пространстве гуманитарного знания
Междисциплинарность — общая черта современной науки, но в гуманитарном знании она проявляется весьма специфично. Участники беседы обсуждали характер современного гуманитарного знания — как дисциплинарно организованного, так и существующего в виде междисциплинарных проектов. Особо была отмечена востребованность гуманитарной экспертизы естественнонаучных открытий и результатов междисциплинарных технологических проектов. Затрагивались как вопросы разработки неклассических и постнеклассических вариантов развития научного знания, составляющие проблему философской рефлексии, так и вопрос о смысловом стержне гуманитарного знания в целом. Акцент на человеке — главной заботе гуманитаристики — позволил собеседникам показать, что именно является центром всего разнообразия дисциплинарных, меж- и трансдисциплинарных исследовательских стратегий. Человек в гуманитарных науках остается стержнем и для тех междисциплинарных “ретро”-проектов, которые соединяют культуру прошлого и настоящего. Подчеркивалась актуальность и значение классических текстов. Собеседники пришли к выводу, что, располагая столь многообразным полем дисциплинарных исследований и междисциплнарных проектов, человек может надеяться на получение знаний, способствующих его самоопределению. И оба эти направления современной гуманитаристики — как те, что направлены на улучшение качества жизни человека, так и те, что повернуты в изучение его прошлого, в одинаковой мере способствуют осмысленному выбору человека в многообразии культур, идентичностей, языков, традиций и т.п. для осуществления собственной свободы.
Ключевые слова:гуманитарное знание, естествознание, философия, гуманитарные дисциплины, человек, самоопределение, текст, классика, неклассическое и постнеклассическое знание, современные технологии, междисциплинарность, трансдисциплинарность.
The human in a cross-disciplinary space of humanitarian knowledge
Interdisciplinarity is a common attribute of all the contemporary science, but its manifestations in humanitarian knowledge are rather specific. Those specifics were a key subject for the discussion. Contemporary humanitarian knowledge was considered in its two modes: as a well-organized disciplinary knowledge and as an intellectual space filled with interdisciplinary projects. The discussion highlighted the existing demand for the humanitarian expert review of discoveries in sciences and interdisciplinary projects when those are implemented in new technologies. The issues of working out non-classical and post-non-classical versions of the development of scientific knowledge were considered. Those issues constitute a problem for philosophical reflection and raise a question of the semantic core of humanitarian knowledge in general. An emphasis on the human that is the main concern of the humanities, provided the interlocutors with an opportunity to demonstrate where the center of the whole variety of disciplinary research, and inte and transdisciplinary strategies is situated. In the humanities the human remains the core for those interdisciplinary “retro” projects that connect the past and the present of the culture as well. Attention was drawn to the relevance and importance of classical texts. The interlocutors came to a conclusion that the Human, being equipped with such a diverse field of disciplinary research and interdisciplinary projects, can attain the knowledge that would contribute to his/her self-determination. These two lines of modern humanitaristics — those that are aimed at “improving” the quality of life of a person, and those that are turned to studying the past — could equally help a person make meaningful choice of man in the diversity of cultures, identities, languages, traditions, etc., exercising his own freedom
Key words:humanitarian knowledge, science, philosophy, humanities, the human, selfdetermination, text, classics, non-classical and post-non-classical knowledge, new technologies, Interdisciplinarity, transdisciplinarity.

Евлампиев И.И. Толстовские мотивы в постреволюционной этике С.Л. Франка
Этическая доктрина С.Л. Франка, изложенная в работах “Крушение кумиров” и “Смысл жизни”, по всем основным пунктам совпадает с поздними религиозноэтическими взглядами Л.Н. Толстого. Негативные оценки толстовства в работах Франка являются следствием распространенного в эмиграции убеждения, что великий русский писатель ответствен за большевистскую революцию. На деле же его учение можно признать подлинно христианским, очищенным от исторических искажений. Единственное существенное различие между учением Толстого и учением Франка как оно представлено в его работах 1920–1930-х годов, по мнению автора, заключается в следующем. В противоположность Толстому, который прекрасно понимал, что его религиозная доктрина отрицает церковь как земной институт, претендующий на “управление” нашим отношением к Богу, Франк делает вид, будто его понимание религии непосредственно согласуется с церковной организацией и ведет к ней. Это нужно признать абсолютной иллюзией, которую невозможно оправдать. Всякий последовательный мыслитель, пытающийся усмотреть глубокую истину христианства за его искаженными и ложными историческими формами, неизбежно приходит к учению, которое безусловно несовместимо с исторической церковью, поскольку оно задает непосредственное единство человека с Богом и делает ненужной посредническую роль церкви. В своих ранних работах Франк прекрасно осознавал этот факт, но когда в эмиграции он ясно выразил христианскую истину и пришел в согласие не только с Толстым, но со множеством великих мыслителей в истории, он проявил слабость и поддался давлению эмигрантской среды, которая причастность православной церкви считала обязательным условием общего признания.
Ключевые слова:С.Л. Франк, Л.Н. Толстой, христианское учение, “Крушение кумиров”, “Смысл жизни”, большевистская революция.
Evlampiev I.I. The echo of Tolstoy in S.L. Frank’s post-revolutionary ethics
The article shows that the ethical doctrine of S.L. Frank, set forth in the works “The Crash of the Idols” and “The Meaning of Life”, coincides with the later religious and ethical teachings of Leo Tolstoy on all the main points. Negative assessments of “Tolstoyism” in Frank’s works were just a consequence of the conviction prevalent in emigration that Tolstoy was responsible for the Bolshevik revolution. In fact, Tolstoy’s teaching can be recognized as the true form of Christian doctrine, purified from historical distortions. There is only one significant difference between the doctrine by Tolstoy and the one by Frank, as it is represented in his works of the 1920s-1930s. In contrast to Tolstoy, who was well aware of the fact that his religious doctrine denied the church as an earthly institution, pretending to “manage” our attitude toward God, Frank pretends that his understanding of religion directly agrees with the church organization and leads to it. This must be recognized as an absolute illusion that can not be justified. Any consistent thinker who tries to see the deep truth of Christianity behind its distorted and false historical forms inevitably comes to a doctrine that is certainly incompatible with the historical church, since it sets the immediate unity of the human with God and makes the mediating role of the church unnecessary. In his early works, Frank was well aware of this fact, but when in emigration he clearly expressed Christian truth and came into agreement not only with Tolstoy, but with many great thinkers in history, he showed weakness and succumbed to the pressure of the emigrant environment. The latter did impose belonging to Orthodox Church as an obligatory condition for recognition.
Key words:S.L. Frank, L. Tolstoy, Christian doctrine, “The Downfall of Idols”, “The Meaning of Life”, the Bolshevik revolution.

Колесников С.А. Автор в жизни и в радости...
Рассматриваются различные аспекты теории “смерти автора”. Выявляется содержание основных литературоведческих и философских категорий, подчеркивающих неполноту данной теории. Выстраивается линия аргументации, акцентирующая неправомерность ее применения к реальному литературному процессу. Концепция смерти автора, манифестированная в 1967 году Р. Бартом, акцентирует интеллектуальный фокус на “умершем”, “мертвом” авторе. В статье же прослеживается контрверсия, основанная на предположении, что автор активный участник диалога с читателем. Если сохранить столь важную в вопросе жизни или смерти автора метафоричность (которую в полной мере использует постмодерн), то дыхание живого автора можно представить как принятие внешнего воздуха во внутреннее пространство произведения. Но “полупроницаемой мембраной” является автор, который своей жизненностью должен обеспечить связь произведения и реальности. Автор-субъект един с реальностью в пневматологическом смысле: это не отсутствие, не разделенность, а тотальное все-присутствие его — как воздуха, как любви. Только живой автор способен обеспечить диффузный характер взаимодействия книги и реальности, стать своеобразным окном в реальность для читателя. Результатом, или “продуктом”, подлинного авторства становится не смерть, как настаивает Р. Барт, а радость прикосновения к живой истине, раскрывшейся в созданном автором тексте. Именно в радости — и читательской, и авторской! — открывается органическая связь между создателем текста и теми, кто этот текст воспринимает, после того как автор завершил свою работу. Новые прочтения — это новые живые ветви древа авторской жизни. А потому само ощущение авторской радости претворяется в самоощущение своей жизненности; радость, возникающая после новых читательских откликов, становится подтверждением того, что автор жив.
Ключевые слова:Р. Барт, смерть автора, постмодернизм, литературоведение.
Kolesnikov S.A. The author for better or for life
Various aspects of the theory of the “death of the author” are considered. The content of major literary and philosophical categories highlighting the incompleteness and inconsistency of the “death of the author” theory. Arguments are built that demonstrate the irrelevance of application of the theory of the “death of the author” to a real literary process.
Key words:R. Bart, the death of the author, postmodernism, literary criticism.

Макрейнолдс С. “Весь мир купить можешь”: вопрос об искуплении в романе “Братья Карамазовы”
Рассматривается использование языка и понятий купли–продажи и коммерческих сделок в романах Достоевского для описания глубинных феноменов и коллизий духовной жизни, прежде всего проблемы искупления. Подчеркивается, что деньги играли для писателя важнейшую роль в формулировании важнейших волновавших его духовных дилемм. Такие глубины духовного опыта, как достижение счастья, воскресение к новой жизни или обретение веры, он зачастую описывает языком торговых сделок. Два аспекта денег — их важность для размышлений об искуплении и их способность содержать в себе несовместимые противоположности — играют особенно большую роль в “Братьях Карамазовых”. Если подробно рассмотреть взаимоотношения между деньгами и искуплением, то можно пролить новый свет на духовную сердцевину романа — выбор между Иваном и Зосимой, бунтом и верой.
Ключевые слова:Ф.М. Достоевский, деньги, язык купли-продажи, искупление, вера, бунт, Зосима, Карамазовы, книга Иова.
MacReynolds S. “You can buy the whole world”: the problem of redemption in The Brothers Karamazov
The use of commercial language in Dostoevsky novels is considered. It is stressed that money plays a key role in the articulation of central spiritual dilemmas explored in Dostoevsky’s works. When Dostoevsky writes about significant spiritual experiences — such as achieving happiness, being resurrected into new life, or acquiring a relationship with God — he frequently uses the language of financial transaction to describe them. Analyzing the relationship between money and redemption can illuminate new dimensions of the spiritual heart of the novel, the choice between Ivan and Zosima, rebellion and faith. These two aspects of money — its importance for thinking about redemption and its ability to contain opposites — become especially significant in “The Brothers Karamazov”.
Key words:Dostoevsky, money, commercial language, redemption, the faith, rebellion, Zosima, Broters Karamazov, the book of Job.

Шляков А.В. Рефлексия “не6места” в топологии социального пространства
В статье рассматривается “не-место” как феномен, который возникает при исследовании социального пространства города постмодерна. Предпринимается анализ “не-места”, опирающийся на постструктуралистскую методологию. Определяется смысловое поле “не-места” в традиционном обществе, текучем модерне и постмодерне. Осуществляется соотнесение “не-места” с метафорой “дыры”. Выявляются свойства “не-места”. Исследуются функции и перспективы распространения “не-мест” в социальном пространстве постмодерна.
Ключевые слова:“не-место”, социальное пространство, постмодерн, поток, номад.
Shlyakov A.V. The reflection of “u-topos”: revisiting the topology of the social space
The phenomen of “un-place” is considered as the one that emerges during the analysis of social space of a postmodern city. The analysis is based on poststructural methodology. The semantic field of an “un-place” within the traditional society, the fluid modern and postmodern is defined. The “non-place” is correlated with the metaphor of a “hole”. The functions and prospect of an expansion of “un-places” in social space of postmodern are studied
Key words:“un-place”, social space, postmodern, flow, nomad.


ЧЕЛОВЕК 5/2018