ЧЕЛОВЕК 5/2016

Аннотации и ключевые слова опубликованных статей



Трансдисциплинарность в философии и науке. Материалы круглого стола
Публикация представляет собой обзор материалов Круглого стола, состоявшегося в марте 2016 года в Секторе методологии междисциплинарных исследований человека ИФ РАН. Он был посвящен обсуждению коллективной монографии “Трансдисциплинарность в философии и науке: подходы, проблемы, перспективы”. Тема монографии — одна из востребованных, поскольку налицо усиление интеграционных тенденций в развитии научного знания, обусловленных как внешними по отношению к науке факторами, так и внутренними императивами.
Ключевые слова:трансдисциплинарность, междисциплинарные исследования, научная дисциплина, биотехнологии, этос науки, проективность, постконсерватизм.
Transdisciplinarity in the philosophy and in the science: A round-table
The publication provides an overview of the materials of the Round Table, held in March 2016 in the IF RAN Sector of methodology of interdisciplinary research of Human being in order to discuss the monograph of the same name. The subject is one of the most topical since trends to transdisciplinarity in the development of scientific knowledge there is on the rise due to both extrascientific factors and internal imperatives of the science.
Key words:transdisciplinarity, interdisciplinary research, scientific discipline, bio-technologies, ethos of the science, projectiveness, post-conservatism.

Мануильский М.А. Культурно-антропологические доминанты терроризма
Рассматриваются культурно-антропологические составляющие терроризма. Обсуждаются факторы, демотивирующие выработку общезначимого понимания данного феномена: самоманифестация террористов и государственный террор. Впервые в научной литературе предлагается аналитическое определение терроризма: это действия индивида или группы лиц, направленные на устрашение других людей, подчинение их своей воле в целях установления порядка, декларируемого идеологией (приверженцами которой являются террористы); при этом используются методы, выходящие за рамки принятых в данном сообществе способов разрешения конфликтов, прежде всего, психологическое, моральное и физическое насилие, имеющее конкретно-не-избирательный характер, то есть объектом и жертвой которого являются случайные люди. Предметом специального рассмотрения выступает человеческая природа. С одной стороны, ее деформация — главный пусковой механизм терроризма, с другой, ее подавление, разрушение у максимально большего числа людей - основная задача террористов.
Ключевые слова:терроризм, культурно-антропологические факторы жизнедеятельности, насилие, человеческая природа, жизнь и смерть, добро и зло.
Manuilskiy M.A. Cultural and anthropological determinants of terrorism
Cultural and anthropological components of terrorism are considered. The factors discouraging the development of universally valid understanding of this phenomenon are discussed, those being self-demonstration of terrorists and the state-performed terrorism. For the first time in scientific literature analytical definition of terrorism is suggesting: terrorism is the action of the individual or a group of persons aimed at intimidating of other people, at submission them to the will with a view to establish the order declared by by some or other ideology (whose followers the terrorists are); at the same time using the methods which are beyond the ways of resolution of conflicts accepted in this community; first of all, indiscriminate psychological, moral and physical abuse so that their victims are quite random people. The human nature is a subject of a special consideration. On the one hand, this is its deformation that is the main trigger of terrorism, on the other hand, it is itss suppression, destruction in the greatest possible number of people that is the primary objective of terrorists.
Key words:terrorism, cultural and anthropological factors of activity, violence, human nature, life and death, good and evil.

Гребенщикова Е.Г. Проекты улучшения человека и тезис технологической неизбежности
Проблема улучшения человека все больше привлекает внимание философов, социологов, специалистов по биоэтике и представителей других смежных дисциплин. В обсуждении рисков и перспектив развития технологий улучшения человека часто звучит тезис о неизбежности, который затрагивает экономические, политические, социальные и этические аспекты реализации технологических инициатив в современном обществе. Произвольный перенос идей неизбежности, рассмотренных на примере проектов генетического улучшения человека, некорректен, поскольку не учитывает различные факторы, определяющие как нормативно-правовые аспекты, так и социокультурные факторы.
Ключевые слова:тезис неизбежности, улучшение человека, генетические технологии, биоэтика.
Grebenshchikova E.G. Projects of human enhancement and the thesis of technological inevitability
The theme of the human enhancement is attracting an increasing attention of philosophers, social scientists, bioethicists and representatives of other related disciplines. In the debates on the risks and prospects of human enhancement technologies argument of inevitability are often heard that touches upon the economic, political, social and ethical aspects of the implementation of technology stimuli in today's society. Any expansion of ideas of inevitability from the domain of genetic enhancement on other areas is invalid for it does not take into account various factors that determine a legal and regulatory context, as well as socio-cultural factors.
Key words:inevitability thesis, human enhancement, genetic technologies, bioethics.

Волошинов А.В., Кирюшкина В.В. Трансформация концепта “гений” в художественном сознании английского просвещения первой половины ХVШ века
Рассматривается трансформация понятия “гений” на материале критических и эстетических сочинений английских поэтов и художников первой половины XVIII века. Анализируются формы, контексты словоупотребления, выявляются основные коннотации этого концепта в текстах Дж. Аддисона, А. Поупа, У. Хогарта, Эд. Юнга и других авторов указанного периода. В качестве основной тенденции обнаруживается персонализация понятия “гений” в просветительском художественном сознании.
Ключевые слова:гений, художественное сознание, персонализация, Просвещение, Дж. Аддисон, А. Поуп, У. Хогарт, Эд. Юнг.
Voloshinov A.V., Kiryushkina V.V. Transformation of the concept of genius in Enlightenment's artistic consciousness in the first half of the XVIII century
The transformation of the concept of genius as exemplified in English poets’ and artists’ critical and aesthetic works in the first half of the XVIII century is considered. The authors have analyzed the forms, contexts, the principal connotations of the concept in the texts by Joseph Addison, Alexander Pope, William Hogarth, Edward Young. The personalization of the concept of genius became apparent as the main trend in Enlightenment's artistic consciousness.
Key words:genius, artistic consciousness, personalization, Enlightenment, J. Addison, A. Pope, W. Hogarth, Ed. Young.

Фролова М.И. Проблемы этики технонауки в трудах Э. Агацци
Проблемы этики науки и технонауки — наиболее интересная и актуальная часть творчества Э. Агацци, которая анализируется в статье. Философ разграничивает познавательную свободу науки как знания и ответственность науки как вида человеческой деятельности. В первом аспекте наука не должна быть ничем ограничена, а во втором наука подпадает не только под правовые, но и под моральные регулятивы. Во многом идеи Э. Агацци перекликаются с теми воззрениями, что развивались в нашей философии со второй половины 1980-х годов в рамках направления комплексного исследования человека и в биоэтике.
Ключевые слова:этика науки, биоэтика, Э. Агацци, добросовестность в исследованиях, риски, регулятивы научной деятельности.
Frolova M.I. The problems of the ethics of technoscience in the works by E. Agazzi
The analysis of ethical problems within the science and technoscience are the most interesting and topical segment of the creative work by the famous Italian philosopher and methodologist of the science. The philosopher differentiates the cognitive freedom of science as a knowledge from the responsibility of the science as a human activity. In its first mode the science may not be subject to any restrictions while the science put in the second mode is subject not only to legal imperatives but to moral ones as well. The ideas by Agazzi closely echo the views that were being developed in the home philosophy since late 1980-ies within interdisciplinary research of the Human and within bioethics.
Key words:ethical problems, science, bioethic, E. Agazzi

Зарецкий Ю.П. Рудольф Деккер, историк
Статья представляет собой введение к публикации лекции известного голландского историка Р. Деккера “Долгосрочные тенденции автобиографического творчества в Нидерландах”. Кратко описывается научная биография ученого и его роль в становлении исследований автобиографического письма — дневников и документов — как важного и самостоятельного направления исторических исследований.
Ключевые слова:Р. Деккер, автобиография, дневники, эгодокументы, Нидерланды.
Zaretskiy Yu.P. Rudolph Decker, a historian
The text is an introduction to the publication of the opening lecture by well-known Dutch historian R. Decker at the “Long-term developments in autobiographical writing in the Netherlands since 1500”. A brief description of the scholar’s creative biography is presented as well as his role in the establishment of the research of autobiographical writings as an important and substantive area of historical researches.
Key words:autobiography. diary, egodocuments, Netherlands.

Деккер Р. Долгосрочные тенденции автобиографического творчества в Нидерландах. (Пер. с англ.)
Публикуется текст лекции, прочитанной известным нидерландским историком на открытии международной конференции «Автобиографические сочинения в междисциплинарном исследовательском поле: люди, тексты, практики». На примере собственных исследований корпуса текстов дневников и автобиографий нидерландских авторов XVI–начала XX веков автор рассматривает фундаментальные вопросы изучения автобиографических материалов («эгодокументов») как направления исторических исследований и роль этих материалов в постижении истории общества и личности.
Ключевые слова:автобиография, дневник, эгодокументы, Нидерланды.
Dekker R. Long-term developments in autobiographical writing in the Netherlands since 1500
The text of the opening lecture delivered by a well-known Dutch historian at the International Conference autobiographical compositions in an international research field: people, texts, practices is presented. The author used an example of his own researches of the corpus of diaries and autobiographies texts by Dutch authors of XVI–early XX centuries to consider some basic aspects of investigation of autobiographical texts as a line of historical studies as well as the role of that material in comprehension of the history of the society and personality.
Key words:autobiography. diary, egodocuments, Netherlands.

Гуревич П.С., Спирова Э.М. Идентичность и ее тень. (Социокультурные конфигурации самотождественности)
Статья посвящена выходу в свет сборника работ известного американского психоаналитика Эрика Эриксона (1902–1994). В ней отмечено, что данный автор является признанным лидером во многих областях психологического и философского знания. Более обстоятельно рассмотрена концепция идентичности, которая разработана Э. Эриксоном. Он трактует это понятие как самосознание, которое дает возможность человеку создать устойчивое, прочное представление о самом себе. Самые видные мыслители минувшего века, в том числе М. Бубер, П. Рикёр, М. Хайдеггер, К. Ясперс, отдали дань этой теме. Понятие идентичности буквально вросло с философскую антропологию. За последние годы оно стало ключевым и в осмыслении актуальных вопросов культуры и общества. В наши дни проблема идентичности имеет множество интерпретаций. Концепция авторов статьи заключается в том, что идентичность — это то, чего нет. Несмотря на это отдельные люди, как и целые народы, продолжают искать ответы на вопросы: “кто я?” или “кто мы?”.
Ключевые слова:идентичность, Эрик Эриксон, эго-психология, кризис идентичности, человеческая природа, тело, самосознание, партикулярии, социализированность, психоистория.
Gurevich P.S., Spirova E.M. Identity and its shadow (Sociocultural configurations of self-identity)
The article is devoted to the publication of collected works by a well-known American psychoanalyst Erik Erikson (1902–1994) recognized as a leader in many fields of psychological and philosophical knowledge. The concept of identity developed by E. Erikson is discussed in detail. He interprets this notion as self-awareness that offers a Human being an opportunity to create a stable, solid understanding of oneself. The most eminent thinkers of the past century, e.g. M. Buber, P. Ricoeur, M. Heidegger, K. Jaspers, were engaged in deliberating this theme. The notion of identity has literally taken its root in philosophical anthropology. In the recent years, it has become a key concept also for comprehension of topical problems of culture and society. Nowadays, the problem of identity has many interpretations. The point of the authors of the article is that the identity is a non-existing entity. Nevertheless, individuals and nations continue to seek answers for the questions: “Who am I?”, or “Who are we?”.
Key words:identity, Erik Erikson, ego psychology, identity crisis, human nature, body, self-awareness, particulars, socialization, psychohistory.

Эриксон Э. Жизнь перед лицом смерти. (Из лекции “Человеческая сила и цикл поколений”). (Пер. с англ.)
Автор рассматривает в своей лекции проблемы жизни и смерти и зависимость этих вопросов от затянувшегося детства человека, его установок и традиций.
Ключевые слова:идентичность, жизнь и смерть, человеческая природа, самосознание.
Werikson E. The life in the face of death (Excerpt from the lecture human strength and the cycle of generations)
The problems of the life and death are considered as well as their correlation with one’s childhood prolonged, one’s apperceptions and traditions.
Key words:identity, life and death, human nature, self-awareness.

Шаховская Н.А. Человек в киновселенной семьи Германов
Статья посвящена трактовке экранного пространства в фильмах “Трудно быть богом” Алексея Германа и “Под электрическими облаками” Алексея Германа-младшего. Выявляется роль пейзажа в раскрытии художественного смысла фильмов. Предпринята попытка анализа художественного пространства двух картин, отличительной особенностью которых является доминирование антиутопического начала.
Ключевые слова:эстетика экрана, пространство, образ пейзажа, симуляция, художественный дискурс
Shakhovskaya N.A. A Human being in the universe by A. German and A. German Jr
The article deals with the rendition of the screen space in the films “It’s hard to be a God” by A. German and “Under electric clouds” by A. German-junior. The article identifies the role of landscape in revealing the artistic sense of the movies. The author makes an attempt to analyze the artistic space of the films with the distinctive feature of dystopian principle domination.
Key words:screen aesthetics, space, image of landscape, simulation, artistic discourse.

Бурыкина А.П. Театр Но в эпоху Эдо: элитарное искусство и массовый зритель
Статья посвящена рассмотрению разных форм бытования театра Но в японской культуре эпохи Эдо (1603–1868). Акцент делается на описании и раскрытии значения проведения санкционируемых бакуфу масштабных представлений Но, на которых должны были присутствовать представители всех сословий городского населения. Сначала раскрывается смысл, который вкладывали представители бакуфу в такие мероприятия, далее приводятся свидетельства очевидцев и дается оценка восприятия представлений Но массовым зрителем.
Ключевые слова:театр Но, период Эдо, элитарная и массовая культура, сикигаку, бакуфу, кандзин-Но, матиири-Но.
Burykina A.P. Noh theatre in Edo period: elite art and mass audience
This article depicts different forms of Noh theatre in Japanese culture of Edo period (1603–1868). The emphasis is placed on the description and disclosure of the value of the sanctioned by bakufu large-scale Noh performances, which representatives of all the classes of the city dwellers were expected to attend. Firstly the meaning putting by government officials to such performances is disclosed; then some evidences of witnesses and analysis of evaluation of Noh theater art by mass audience are presented.
Key words:Noh theatre, Edo period, elite and mass culture, Kanjin Noh, Machiiri Noh

Попова А.Д. Символические и коммуникативные функции памятников сотрудникам органов правопорядка
Анализируется семиотическое значение памятников сотрудникам органов милиции/полиции и спецподразделений в городском пространстве. Исследовано более 70 визуальных изображений указанных памятников. Автор приходит к выводу о том, что памятники такого рода выступают носителями символов, олицетворяющих силу и порядок, свидетельствуют о готовности органов внутренних дел охранять покой людей даже ценой собственной жизни. Отмечено, что рассматриваемые памятники привлекают внимание не только сотрудников органов правопорядка, но и широких слоев населения, которые формируют вокруг них разнообразные социальные практики ? от возложения цветов до веры в различные приметы.
Ключевые слова:памятники, символы, милиция, полиция, город, городское пространство.
Popova A.D. Symbolic and communicative functions of the monuments to law enforcement bodies members
The article analyzes the semiotic value of the monuments of soldiers of law and order in the urban space. The analysis of more than 70 photos of the monuments to police and special forces members revealed that the monuments carry symbols representing power and order. The willingness of the police and special forces to protect the life, rights and freedoms of people at any cost is underlined by the very composition of the monuments. The sites are the focus of public attention. Various social practices are formed around these monuments, both official and informal, e.g. omens and popular beliefs.
Key words:monuments, symbols, police, city, urban space.

Чайковская В.И. “Личный миф” Ореста Кипренского
Автор размышляет над тем, как складывался в детстве и на чем основывался “личный миф” О. Кипренского, предполагавший аристократическое происхождение его “официального” отца, и рассматривает несколько примеров его “мистификаций”, показывающих, что в них художник не был произволен, а следовал за своим “личным мифом”, определившим манеру поведения мастера с собратьями-художниками и с “сильными мира”.
Ключевые слова:О. Кипренский, “Портрет отца”, происхождение Кипренского, мистификации
Chaykovskaya V.I. Orest Kipenskiy’s “personal myth”
The author speculates on the origination and formation of Kiprenskiy’s “personal myth” that implied noble descent of his “official” father. Several examples of his well-known “mystifications” demonstrate that those acts were not quite sporadic but were rather determined by those “myth”, that formed the manner in which the artist dealt to both fellow-artists and “the high and mighties”.
Key words:Kiprenskiy, “the portrait of the father”, Kiprenskiy’s descent, mystifications.


ЧЕЛОВЕК 5/2016