ЧЕЛОВЕК 4/2016

Аннотации и ключевые слова опубликованных статей



Хольм С. Философские проблемы в оценке постчеловеческого будущего. (Пер. с англ.)
Писатели-фантасты с самого зарождения этого жанра постоянно рисуют сценарии будущего, в котором род человеческий настолько эволюционировал, что представители его перестали быть людьми и превратились в пост- или трансчеловеков. Сегодня из-за активности сторонников быстроразвивающегося движения “трансгуманизма” возможность будущего, в котором есть место постчеловеку, привлекает и внимание философов. В статье анализируются некоторые философские проблемы, встающие при попытке ответить на вопрос: так ли хорошо это постчеловеческое будущее, чтобы к нему стоило стремиться? Сначала вкратце описывается концепция постчеловека в трансгуманизме и различные пути от современного человеческого состояния к состоянию постчеловеческому. Во второй части представлены и проанализированы некоторые фундаментальные философские проблемы, с которыми мы сталкиваемся, когда пытаемся оценить, насколько и в какой степени постчеловеческое будущее хорошо и желательно. Делается вывод, что оценка этической желательности постчеловеческого будущего практически невозможна.
Ключевые слова:Постгуманизм, постчеловеческое будущее, желательное будущее, сравнение сценариев.
Holm S. Evaluating the posthuman future — Some philosophical problems
Imagining a future scenario where human beings have evolved in ways so that they are no longer human but post- or transhuman has been a recurrent trope in the science fiction literature since the very inception of this genre. More recently the possibility of a future including posthumans has received significant philosophical attention due to the emergence of activist ‘transhumanism’. This paper will analyse some of the philosophical problems in evaluating whether a posthuman future is a good future that we ought to pursue. It will first briefly describe the transhumanists conception of the posthuman, and the different routes envisaged from the current human condition to the future posthuman condition. The second part will then present and analyse some fundamental philosophical problems we encounter when we try to assess whether and to what extent the posthuman future is good and/or desirable; and it will be concluded that assessing the ethical desirability of the posthuman future is close to impossible.
Key words:posthumanism, posthuman future, desirable future, scenarios matching.

Седых О.М. Тема “не своей” смерти в русской этнографии и литературе романтизма
В статье предлагается рассмотреть фольклорные мотивы и образы в творчестве В.А. Жуковского, А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя в свете восточнославянских представлений о доле, “не своей” смерти и “заложных” (термин введен этнографом Д.К. Зелениным) покойниках. Согласно этнографически данным, эти представления вызвали к жизни образы русской низшей мифологии (русалки, леший, мары, кикиморы и т. п.). Как известно, обращение к народному сознанию — важная часть общеевропейского романтического проекта. В русской литературе народные представления и фольклорные образы получают довольно точное, иногда этнографически достоверное, выражение. Пласт традиционной крестьянской культуры в России первой половины XIX века еще сохранялся как целое и мог восприниматься “высокой” культурой непосредственно. Предложенный ракурс позволяет понять, почему своеобразие русского романтизма состоит в его гораздо более тесной, чем в западноевропейской литературе, связи с народным сознанием.
Ключевые слова:романтизм, реализм, Жуковский, Пушкин, Гоголь, городской фольклор, “не своя” смерть, “заложные”, быличка, бывальщина.
Sedykh O.M. “Not” death motive in Russian ethnography and Romanticism fiction.
The folklore motifs and images in the works by V.A. Zhukovsky, A.S. Pushkin and N.V. Gogol are considered in the perspective of slavonic notions of fate, “not” death, “laid” deads (the term by the ethnographer D.K. Zelenin). According to ethnographic data, these ideas brought to life the images of Russian lower mythology (mermaids, water, brownies, etc.). It’s well-known that appeal to folk consciousness was an important part of European romanticism project. But it was in Russian literature that the folk beliefs and images were expressed in the most accurate and even ethnographically authentic way. In the first half of 19th century Russia the traditional peasant culture was still preserved in its wholeness and authenticity so that the “high” culture could perceive it as quite alive. The proposed perspective allows to understand why Russian romanticism was much closer to the folk consciousness than romanticism in Western literature.
Key words:romanticism, realism, Zhukovsky, Pushkin, Gogol, Russian folklore, urban legend, memorates, “not death”, “laid” deads.

Кожевникова М. Технологии вспомогательной репродукции — проблема этического выбора у пациентов
В статье рассматривается проблема выбора у бесплодных пациентов вспомогательно-репродуктивных технологий. Материалом для анализа, наряду с научной литературой и отчетами Российской ассоциации репродукции человека, стали форумы сообществ пациентов ВРТ — практически единственное место,где анонимные пользователи Интернета могут открыто говорить о своих проблемах и переживаниях, связанных с бесплодностью и ее лечением.
Ключевые слова:технологии вспомогательной репродукции, ЭКО, эмбрионы, выбор, этика, биоэтика, бесплодие.
Kozhevnikova M. Assisted reproductive technologies: the problem of patients’ ethical choice
The article reviews the problem of choice among reproductively-challenged patients of assisted reproductive treatment. The article has been written on the basis of Internet forums of web-communities of assisted reproductive treatment patients —almost the only place where anonymous Internet users can openly discuss their problems and express their feelings concerning fertility and its treatment.
Key words:assisted reproductive technologies, IVF, in vitro fertilization, embryo, choice, ethics, bioethics, fertility.

Хачатурян В.М. Каббала в культурном пространстве Запада (конец XV — начало XVIII века)
Статья посвящена восприятию каббалы в Западной Европе, которое приняло форму христианской каббалы — синкретического учения, включающего элементы христианства, каббалы, неоплатонизма, герметизма и магии. Несмотря на миссионерский характер, христианская каббала дала мощный импульс для развития ренессансной натурфилософии (Й. Рейхлин, Дж. Ди), концепции личности, идей универсальной религии (Пико делла Мирандола) и единого человечества (“розенкрейцерское просвещение”). Под влиянием лурианской каббалы широко распространившееся понятие тиккун (исправление) было интерпретировано как социальный и вселенский (космический) прогресс. Во второй половине XVII в. некоторые каббалистические понятия были включены в метафизику Б. Спинозы и монадологию Г. Лейбница. Эта тенденция, открывающая новые возможности для интерпретации каббалы, была прервана в XVIII в. и после этого время от времени оживала в XIX–XX вв.
Ключевые слова:каббала, христианская каббала, синкретизм, “лингвистический мистицизм”, ренессансная натурфилософия, универсальная религия, каббалистическая магия, метафизика
Khachaturyan Kabbalah in the cultural space of the West (late 157th — early 18th centuries)
The article deals with the reception of kabbalah manifested in the form of Christian kabbalah — the syncretic doctrine containing some elements of Christianity, kabbalah, neoplatonism, hermetism and magic. In spite of its missionary nature Christian kabbalah gave powerful impulse to the development of the renaissance natural philosophy (J. Reuchlin, J. Dee), concept of personality, the ideas of universal religion, based on prisca theologia (Pico della Mirandola), and united humankind (“Rosicrucian Enlightenment”). Under the influence of Lurianic kabbalah the notion “ticcun” (improvement) which became widespread was interpreted as the social and universal (cosmic) progress. In the second half of XVII century some kabbalistic notions were adopted and incorporated in B. Spinosa metaphysics and in monadology by G. Leibniz. This tendency providing new opportunities for further interpretations of kabbalah was interrupted in XVIII century and was reviving from time to time during XIX–XX centuries.
Key words:kabbalah, Christian kabbalah, syncretism, “linguistic mysticism”, renaissance natural philosophy, universal religion, kabbalistic magic, metaphysics.

Жабрева А.Э. Россия середины XVIII века глазами Жана-Батиста Лепренса
Жан-Батист Лепренс (1734–1781), французский художник, проживший в России около четырех лет, стал основоположником “русского” жанра (“russerie”). Известен как автор многих живописных полотен и целого ряда графических серий на сюжеты из русской жизни. Пейзажи и виды городов, типы населения России, обстановка, утварь и костюмы, созданные в сентиментальном духе, популярные уже при жизни Лепренса, впоследствии не раз включались в издания, посвященные истории России, перерабатывались другими художниками, становились источниками знаний о жизни и быте в XVIII веке.
Ключевые слова:Россия, XVIII век, история, костюм, “русский” жанр, французская живопись.
Zhabreva Middle 18th century Russia through the eyes of Jean-Baptist Le Prince
Jean-Baptist Le Prince (1734–1781), the French artist, who lived in Russia for about four years, was the founder of “russerie” genre in French art and became famous as the author of many Russian life canvases and etching series. His landscapes and views of different towns, population types, furniture and costumes became well known during his life. Subsequently they were often included in history publications and were used by other painters. Although being very sentimental they became the important sources of studying the 18th century life, the Russian customs and costumes.
Key words:Russia, 18th century, history, costume, “русский” жанр, French painting.

Мир человека в энциклопедическом формате
Статья представляет собой материалы обсуждения экспертами проекта словаря “Человек”, опубликованного в № 6 за 2015 год. Среди главных тем — опыт подготовки энциклопедических изданий гуманитарного характера, возможные концепции словаря, отражение в нем различных разделов наук о человеке, соотношение личностного и общезначимого знания в текстах, задачи и функции издания, электронная и традиционные версии словаря.
Ключевые слова:энциклопедическое знание, человек, науки о человеке, гуманитарное сообщество, личностное знание, информационные ресурсы науки, электронный словарь
The Human being’s world presented in the Encyclopedia format
The materials of the expert discussion on the project of Human being dictionary presented earlier in the Journal (# 6, 2016) are published. Among the topics of focus there are the experience of the work on encyclopedic publications in social sciences and humanities; the possible conceptions of the dictionary; the treatment of various domains of the Human studies; the balance between the personal and the knowledge in the texts; the mission and the function of the publication proposed; electronic and traditional versions of the dictionary.
Key words:encyclopedic knowledge, Human being, Human studies, liberal arts community, personal knowledge, information resources of science, electronic dictionary.

Шульц С.А. К феноменологии визуальности в кино
Рассматривается проблема истинного и ложного (“наглядного”) видения в кино. Противопоставлены американское и европейское кино в аспекте соответственно ложного “объективизма” и глубокой субъективности. Высокие образцы европейского кино расценены в плане их следования “самим вещам”, живой мысли, бытию.
Ключевые слова:феноменология, европейское и американское кино, видение, “сами вещи”, бытие.
Shults S.A. Towards the phenomenology of visuality in the cinematograph
The problem of the true and false (“clear”) vision in a movie is considered. The American and European movie are counter posed in terms of the false “objectivism” and profound subjectivity, accordingly. The lofty samples of the European movie are regarded from the point of view of their with the “things themselves”, the thought alive, being.
Key words:phenomenology, European and American movie, vision, “things themselves”, being.

Малинкин А.Н. Любовь и радость в философии Макса Шелера
Автор рассматривает концепции радости и человека как “ens amans” в феноменологии чувств Макса Шелера. Последняя, будучи основанной на двуединстве “духа” и “жизни” в человеке, эволюционирует с середины 1920-х годов в метафизику, основанную на двуединстве “духа” и “порыва” в становлении “мировой основы”. Феноменология любви и ненависти трансформируется в метафизику добра и зла, а в центре внимания Шелера оказывается концепция “сублимации”, объясняющая энергообмен “духа” и “порыва” в человеке как “микротеосе”.
Ключевые слова:человек, любовь, радость, дух, жизнь, порыв, влечения, сублимация
Malinkin A.N. The love and the joy in M. Scheler’s philosophy
The author considers the conception of the joy and of the man as ‘ens amans’ within the phenomenology of emotions by M. Scheler. It is shown that the latter, being based on the duality of ‘spirit’ and ‘life’ in the Human being, has been evolving since the mid-1920’s toward the metaphysics based on the duality of ‘spirit’ and ‘impulsion’ in the becoming of the ‘ground of being’. The phenomenology of love and hate alters into the metaphysics of good and evil, while Scheler focuses on the conception of the ‘sublimation’ which explains the energy exchange between ‘spirit’ and ‘impulsion’ within the human being as a ‘microtheos’.
Key words:man, love, joy, spirit, life, impulsion, drive, sublimation.

Выгодский Л. Социалистическая переделка человека
Статья выдающегося советского психолога Льва Семеновича Выготского впервые была опубликована в 1930 году. Она посвящена философским аспектам проблемы развития человека и преодоления социального отчуждения. Л.С. Выготский предстает в статье как глубокий социальный мыслитель, придерживавшийся гуманистической интерпретации марксизма. Одним из первых он ставит социально-этические и гуманистические проблемы возможного вмешательства в константу человеческой телесности. Во вступительной статье С.Н. Корсакова дается очерк исторического контекста появления этой статьи. Отмечены отличия текста Выготского от типичных для эпохи сталинизма статей о “фабрикации” “нового человека”. Подчеркивается гуманистический характер идей гениального советского психолога. Публикация приурочена к отмечаемому в 2016 году в связи с 120-летием со дня рождения ученого “Году Выготского”.
Ключевые слова:Л.С. Выготский, советская психология, марксизм, человек, отчуждение, конструирование человека, трансгуманизм.
Vygodskiy L. Socialist remodeling of the Man
The article by the outstanding Soviet psychologist L.S. Vygotsky was first published in 1930. It considers the philosophical aspects of Human development problems and of the overcoming of alienation. In the article L.S. Vygotsky appears as a profound social thinker, adhering to humanistic interpretation of Marxism. He was one of the first to put socio-ethical and humanistic issues of the possible interference with the human corporeality constants. In the introductory article by S.N. Korsakov the outline of the historical context of the article emergence is given. The contrast between Vygotsky text on the one hand, and typical Stalinist era articles on the “fabrication” of the “new man” on the other, is underlined. The humanistic nature of ideas by the ingenious Soviet psychologist is emphasized. The publication is dated for “the Year of Vygotsky” proclaimed in connection with the 120-th anniversary of the birth of the scientist in 2016.
Key words:L.S. Vygotsky, the Soviet psychology, Marxism, man, alienation, design rights, transhumanism.

Колесников С.А. Так похоронен ли автор?
Рассматриваются различные аспекты концепции “смерти автора”, анализируется содержание основных литературоведческих и философских категорий, которые подчеркивают неполноту и противоречивость данной концепции. Выстраивается линия аргументации, доказывающая неправомерность применения концепции “смерти автора” к реальному литературному процессу.
Ключевые слова:Р. Барт, Ю. Кристева, смерть автора, постструктурализм, постмодернизм, литературоведение
Kolesnikov S.A. Whether the author is really buried
The article considers various aspects of the conception of “the death of the author”. The content of major literary and philosophical categories emphasizing the incompleteness and inconsistency of the conception “death of the author” is deliberated. Inappropriateness of application of the “death of the author” conception to a real literary process is demonstrated.
Key words:R. Bart, J. Kristeva, the death of the author, poststructuralism, postmodernism, literary criticism

Гергилов Р.Е. Бесстыдство. Ретроспективный анализ
В статье ставится вопрос о вероятности существования состояний человека, сообществ и культур, свободных от стыда. Автор рассматривает “первичное” бесстыдство — свободу от стыда, находящуюся за рамками любого представления о стыде, и “вторичное”, которое соотносится со способностью ощущать стыд. Описываются результаты исследований З. Фрейда, Л. Вурмзера, Г.Зайдлера, М. Хильгерс, О. Ранка, С. Томкинса, Н. Элиаса, Г.-П. Дюрра. Показано, что состояний, свободных от стыда, за исключением патологии, не существует. В частности, стыд наготы хорошо знаком как античности и Средневековью, так и неевропейским и архаическим культурам. Подтверждается тезис об универсальности феномена стыда, связанного с типичным для человека эксцентричным способом существования. Бесстыдство — вторичный феномен, который напрямую соотносится со стыдом и служит защитным механизмом от сильного проявления этого чувства. То, что может быть определено как бесстыдное поведение, есть всегда относительно социально и культурно изменяющееся ощущение стыда и его конвенционально установленные общественные границы.
Ключевые слова:стыд, бесстыдство, культура, патология, нагота, Н. Элиас, Г.-П. Дюрр, С. Томкинс, Л. Вурмзер.
Gergilov Shamelessness: a retrospective analysis
This article deals with the possibility of shame-free states of persons, communities and cultures. Author examines “primordial” shamelessness — the state beyond any conception of shame, and the “secondary” shamelessness, that is practiced against the background of the ability to feel the shame. The investigations of S. Freud, L. Wurmser, H. Seidler, M. Hilgers, O. Rank, S. Tomkins, N. Elias and H. P. Duerr are described. The author demonstrates that there are no states free of shame and never have been, except for pathologies. The shame of nudity was well known Both in the Antiquity and in the Middle Ages, as well as under non-European and archaic cultures. The thesis of universality of the phenomena of shame that is connected to typical for the human eccentric way of being, is confirmed. Shamelessness is a secondary phenomenon that is directly relevant to shame and it appears to be a defense mechanism from the strong manifestation of the latter. The things that can be described as “shameless behavior” are always nothing but feeling of shame and its conventional social bounds that are socially and culturally dependant.
Key words:shame, shamelessness , culture, pathology, nudity, N. Elias, H.-P. Duerr, S. Tomkins, L. Wurmser.

Воробьева Н.С. Японское чайное действо как перформанс
В статье анализируется концепция “культурного расширения”, которая была предложена Дж. Александером для понимания критериев успешности социального перформанса. Автор продемонстрировала проблематичность этой концепции и попыталась эксплицировать ее содержание путем обращения к теоретическим источникам, а также описания элементов японского чайного действа как элемента перформанса.
Ключевые слова:культурсоциология, перформанс, ритуал, лиминальность, культурное расширение, японская чайная церемония, Джеффри Александер.
Vorobeva N.S. Japanese Tea Ceremony as a performance
The concept of “cultural extension” proposed by J. Alexander in order to understand the criteria of success of social performance is discussed. The uncertainty of this conception is demonstrated. The author tries to explicate its content reverting to its theoretical origins and to description of the elements of Japaneese tea ceremony as a performance.
Key words:cultural sociology, performance, rite, liminality, cultural extension, Japaneese tea ceremony, J. Alexander.

Адамьянц Т.З. По следам ментальных процессов
Рассматриваются ментальные процессы при восприятии целостных, завершенных коммуникативных актов (произведений, материалов). Увидеть следы этих процессов позволяет метод мотивационно-целевого анализа, разработанный в рамках семиосоциопсихологической концепции социальной коммуникации. Приведены типичные варианты неумения респондентов понять авторскую интенциональность, которая является константным смыслом произведения. Проводится мысль о том, что для конструктивных взаимодействий между странами, социумами, людьми необходимы единые смысловые опоры.
Ключевые слова:смысл; понимание; метод мотивационно-целевого анализа; семиосоциопсихология; интенция; интенциональность; коммуникативные навыки.
Adamyants T.Z. Following the footsteps of mental processes
The mental processes that occur when a person perceives a holistic, complete communicative acts (works) are considered. allows The method of motive-target analysis developed within semio-socio-psihology concept of social communication allows to trace the “footprints” of these processes. Typical misunderstandings of the intentionality that is a constant meaning of communicative act, are analysed. It is argued that some unified semantic supports are necessary for meaningful interactions between countries, communities, people.
Key words:meaning; understanding; motivetarget analysis method; semio-socio-psihology; intention; intentionality; communicative skills.

Сойту О.С. Конструирование возраста хронологически молодыми и пожилыми женщинами
В статье анализируется повседневное конструирование возраста молодыми и пожилыми женщинами в контексте их жизненного пути. 29 качественных интервью с молодыми (15–35 лет) и пожилыми (75–85 лет) женщинами позволили определить, как воспринимается возраст в хронологически разные возрастные периоды.
Ключевые слова:возраст, жизненный путь, молодость, старость, субъектность.
Soytu O.S. Construction of the age by chronologically young and old women
The everyday construction of the age by younger and elder omen in the context of their life course is analyzed. Basing on 29 qualitative interviews with young (15–35 years) and elderly (75–85 years) women we identified how the age is perceived in chronologically different periods, what is the role of the structural conditions and imposed role expectations.
Key words:age, agency, life course, youth, old age.


ЧЕЛОВЕК 4/2016