ЧЕЛОВЕК 4/2009

Аннотации и ключевые слова опубликованных статей


В.Г. Борзенков, С.Н. Корсаков “Гуманистический проект И.Т. Фролова”
Статья посвящена 80.й годовщине со дня рождения академика И.Т. Фролова. Раскрывается содержание его идей о комплексном изуче. нии человека, о новой науке, включающей в себя гуманистические цен. ности, о приоритете человека в общественном развитии. Философские идеи И.Т. Фролова рассматриваются в связи с его личностью.
Ключевые слова: И.Т. Фролов, комплексное изучение человека, гума. низм, неомарксизм.
V.G. Borzenkov, S.N. Korsakov “Humanist project by I.T. Frolov”
The article is devoted to the 80.th anniversary of I.T. Frolov birthday. I.T. Frolov ideas on complex studying of human being, on the new type of sci. ence, including humanistic values, on priority of person in social development are opened. I.T. Frolov philosophical ideas are considered in connection with his person.
Key words: I.T. Frolov, complex studying of human being, humanism, neo. marxism.

А.Н. Фатенков “Идиллия гуманизма и реалии человечности”
Представлен критический взгляд на идею гуманизма, которая упрекает. ся в чрезмерном упрощении противоречивой сущности человека. Ориен. тируясь на экзистенциалистский канон, автор отчасти привлекает, отча. сти отклоняет аргументы против гуманизма, выдвинутые М. Хайдегге. ром и Э. Левинасом. При рассмотрении вопроса о взаимоотношениях человека с неким “другим”, критически анализируется роль “другого” и той философии, которая занимается его апологией.
Ключевые слова: Я, “другой”, человечность, гуманизм, М. Хайдеггер, Э. Левинас.
A.N. Fatenkov “Idyll of humanism and realia of humanness”
A critical view on the idea of humanism, which is criticized in the extreme sim. plicity of contradictions of the essence of human is presented. Being oriented on the existentialistic canon, the author partially brings on, partially deflects an arguments against humanism, put forward by M. Heidegger and E. Levinas. A question of the relationship of human with someone “another” is regarded the role of “another” and philosophy, which deals with his apology are critically analyzed.
Key words: I, “another”, humanity, humanism, M. Heidegger, E. Levinas.

Д.Н. Замятин “Феномен паломничества: географические образы и экзистенциальное пространство”
Паломничество рассматривается как особый тип путешествия — как путешествие, которое происходит не только в обычном географиче. ском пространстве, но и в особом экзистенциальном пространстве, об. разуемом взаимосвязанными сакрально.географическими образами, позволяющими формировать долговременные и устойчивые жизнен. ные стратегии. Можно говорить об особом типе географических обра. зов – экзистенциально.географических образах как системе взаимо. связанных знаков, символов, архетипов, стереотипов, характеризую. щих определенную территорию с точки зрения жизненных смыслов и жизненных стратегий. Основные положения авторской концепции иллюстрируются на примере поэмы В. Ерофеева “Москва—Петушки”: поездка героя в электричке рассматривается как неудачное паломни. чество.
Ключевые слова: паломничество, географические образы, экзистенци. альное пространство, экзистенциально.географический образ.
D.N. Zamyatin “Phenomenon of pilgrimage: geographical images and existential space”
Pilgrimage is considered as a very special kind of travel, that is a travel not only in a common geographical space, but in some special existential space, formed by sacral geographic images that enable a person to build long.term sound life strategies. So there are a special type of geographical images, that is existential geographic images, formed by a system of inter. connected signs, symbols, archetypes, stereotypes, which define some or other territory in the perspective of the life sense and the life strategy. Author’s statements are illustrated by the example of the epic “Moscow— Petushki” by V. Erofeev: the hero’s trip by suburban electric train is conside. red to be a failed pilgrimage.
Key words: pilgrimage, geographic images, existential space, existential geo. graphic images.

А.П. Мальцева “Мифологическое сознание как основание и условие ответственности”
Утверждается, что присутствие элементов мифологического сознания в индивидуальном и коллективном сознании является важнейшим услови. ем возможности центрированной личности и, как следствие, доверия и ответственности. С этой точки зрения рассматриваются отдельные поло. жения работ Л. Витгенштейна, Ю. Хабермаса и ряда других философов. Утверждения автора иллюстрируются на примере романа А. Камю “По. сторонний”.
Ключевые слова: личность, “Я”, мифологическое сознание, ответствен. ность, самотождественность.
A.P. Maltseva “Mythological consciousness as a reason and condition of responsibility”
The author demonstrates, that the presence of the elements of mythological thinking in individual and collective mind is a primary factor, that makes the existence of self.centered personality possible and, consequently, is a neces. sary precondition of trust and responsibility. Some ideas of L. Wittgenstein and J. Habermas are considered in this perspective. The author’s argumenta. tion is illustrated by the episodes of the novel “L'Etranger” (“The Stranger”, “The Outsider”) by A. Camus.
Key words: personality, self, mythological thinking, responsibility, identity.

В.С. Мартьянов «“Человек политический”: модели оправдания власти»
Анализируется эволюция интерпретаций сущности человека в политике. Особое внимание уделено особенностям интерпретации человека в российской версии модерна. Аргументируется тезис о том, что в поли. тике подходы к определению природы и целей человека обусловлены задачами оправдания власти. Показано, что в истории общества подход к интерпретации человека претерпел несколько этапов развития, связанных с теми основаниями, которые определяют его сущность, — Бог, природа, разум, общество, язык, бессознательное. И если разные научные подходы и модернистские идеологии еще предлагают дискус. сионные модели универсального “человека политического”, его норма. тивных целей, желаний и потребностей, то постмодернизм обосновы. вает дегуманизацию политики и тактику контекстуального манипулиро. вания человеком, которому отказывается в области политики и в сущ. ности, и в субъектности.
Ключевые слова: “человек политический”, легитимация власти, критика постмодернизма, гуманизм российского модерна.
V.S. Mart'yanov «“Homo politicus”: models of power justification»
 The evolution in interpretations of human nature in politics is considered. Special attention is focused on the specific features of human interpretation within the Russian version of Modernity. The article argues, that the approach. es to a human nature in politics definition, are determined by the goals of authority legitimizing. Historically this interpretation experienced several stages of development connected with different foundations of defining the essence of human nature – God, nature, sense, society, language, subcon. sciousness. While the different scientific approaches and ideologies of Modernity suggest various and disputable models of “homo politicus”, his nor. mative aims and needs, post.modern leads to dehumanization of politics, to manipulating the human being, which is thus deprived of his nature.
Key words: “homo politicus”, authority legitimation, critics of post.modernity, humanism of Russian Modernity.

В.Н. Пристенский “Индивид между правом и неправом: социально0 философский аспект мировоззренческой контроверзы”
Статья посвящена проблеме бытийных оснований права, его антрополо. гических причин и истоков. Автор предпринимает попытку показать, что ее решение предполагает выделение различных типов личности, чело. вечества, цивилизаций в их отношении к праву, его генезису. В этой связи автор уточняет термин “право”, показывает, что его применение оправданно только в строгом антропологическом контексте.
Ключевые слова: человек, право, ментальность, этнос.
V.N. Pristenskiy “Individual between the Law and Un0law: social and philosophical aspect of world outlook counterverse”
The article is devoted to the problem of existential foundations of law, its anthropological causes and sources. The author makes an attempt to solve this problem in distinguishing of different types of an individual, mankind, civi. lizations regarding to law and its genesis. In this connection the author makes more precise the term “law” and claims, that its application is worth using only in the strict anthropological context.
Key words: man, law, mentality, ethnos.

Т.П. Лифинцева «Категория “мужество быть” в онтологии, антропологии и этике Пауля Тиллиха»
Статья посвящена одной из ключевых тем творчества выдающегося немецко.американского философа и богослова Пауля Тиллиха (1886–1965) — анализу категории “мужество быть” в аспектах онтоло. гии, антропологии и этики. “Мужество быть”, по Тиллиху, есть прежде всего утверждение человеком собственного бытия вопреки угрозе не. бытия. Как и Хайдеггер, Тиллих считал, что бытие человека — единст. венный ключ к Бытию как таковому. Понятие “Бог” у Тиллиха — теологический синоним категории Бытия, понимаемого в духе позднего Шеллинга и Хайдеггера как основа мира. Экзистенциальная тревога человека о смысле бытия — свидетельство того, что он внутренне свя. зан с Бытием, но отчужден от него в своем земном существовании. Ре. лигиозность — это состояние “предельной заботы” о безусловном смысле бытия, а “мужество быть”, по Тиллиху, есть обращение челове. ка к Tрансцендентному.
Ключевые слова: “мужество быть”, Само.Бытие, “предельная забота”, тревога, небытие, конечность, отчаяние, отчуждение.
T.P. Lifintseva «Category “courage to be” in ontology, anthropology and ethics by Paul Tillich»
The article is dedicated to one of the key themes in works of an outstanding German.American philosopher and theologian Paul Tillich (1886–1965) — to the analysis of a category “the courage to be” in the aspects of ontology, anthropology and ethics. “The courage to be” is, according to Tillich, an affir. mation by a man of his being in spite of the threat of non.being. Like Heidegger, Tillich considered being of a man to be the only key to being as such. The concept of God in Tillich’s works is a theological synonym of the category of Being. Tillich perceives the category of Being, as well as later Schelling and Heidegger, as a foundation of the world. Existential anxiety of a man about the sense of Being testifies that a man is essentially connected with Being, but alienated from it in his profane existence. Religiousness is a man’s condition of an “ultimate concern” about the unconditional sense of Being and “the courage to be”, according to Tillich, is an appeal to the Transcendence.
Key words: “сourage to be”, Being.Itself, “ultimate concern”, anxiety, non. being, finitude, despair, alienation.

К.Г. Фрумкин “Утрата человеческого облика, или феноменологиче0 ская социология в эпоху Интернета”
Межличностное общение в Интернете рассматривается с позиций фе. номенологической социологии. С этой точки зрения, основными харак. теристиками такого общения можно считать размывание “общего про. странства” и “общего времени” участников коммуникации и неполное присутствие собеседника в коммуникации, замену человека в общении каким.то его аспектом или “частью”. Участник коммуникации деперсо. нализируется, утрачивает в глазах партнеров облик человека. Рассма. тривается ряд эффектов отказа от живого общения “лицом к лицу” и механизмов, с помощью которых пытаются компенсировать эти эф. фекты.
Ключевые слова: феноменологическая социология, Интернет, межлич. ностные коммуникации, коммуникативные эффекты.
K.G. Frumkin “Loss of human look, or phenomenological sociology in the epoch of Internet”
Inter.personal communication via Internet is considered in the perspective of phenomenological sociology. From this point of view the primary charac. teristics of such a communication are erosion of the “common space” and “common time” of the participants and “incomplete presence” of the par. ticipant, that is replacement of a person by some his/her part or aspect in the communication. The participants lose their personalities, lose their human appearance for their partners. Some effects of giving up live com. munication are considered as well as some mechanisms to compensate those effects.
Key words: phenomenological sociology, Internet, inter.personal communica. tion, communicative effects.

А.О. Карпов “Дискурс нонмодерна”
В эссе обсуждается возможность преодоления археологического отно. шения к дискурсу в духе Фуко. Намечается стратегия преодоления по. средством контекстного порядка дискурса, погруженного в систему от. ношений “дискурс – актантное psyche”, где актанты воплощаются в лату. ровских квазисубъектах – социальных гибридах из мира людей и вещей. Дискурсивный сюжет эссе контекстно осмысляется через символиче. скую поэзию Понжа.
Ключевые слова: дискурс, контекст, социальные гибриды, археология Фу. ко, поэзия Понжа.
A.O. Karpov “Discourse of nonmodern”
The essay addresses the possibility to overcome the archeological attitude towards Foucault type of discourse. The strategy is devised based on the contextual order of the discourse, immerged into the system of “discourse — actantial psyche” relations, with the actants embodied as La Tour's quazi.sub. jects — social hybrids from the world of humans and things. The discoursive plot of the essay is contextually conceptualized via Ponge’s symbolic poetry.
Key words: discourse, context, social hybrids, Foucault’s archeology, Ponge’s poetry.

Л.В. Карасев “Гоголь. Антропология сюжета”
В статье предпринята попытка выявить в хорошо знакомых гоголевских текстах то, что можно назвать “неочевидными” или “неявными” смысло. выми структурами. Речь идет об установлении некоторых соответствий между построением гоголевского сюжета и психосоматическими особен. ностями автора, влияющими на содержание и эстетическую организа. цию текста, о выявлении модуса перехода телесности человеческой, ав. торской в “телесность” текстовую, сюжетную, символическую. Сопостав. ление начала и финала гоголевского текста показывает, что аналогии подобного рода имеют под собой достаточно доказательную основу.
Ключевые слова: поглощение, зрение.поедание, смысловые структуры, телесность, начало, финал.
L.V. Karasev “Gogol. Anthropology of the plot”
The auther seeks to find out the internal idea of Gogol’s well.known texts by revealing the correspondences between the special ways of the texts organi. zation with mental and physical features of the author himself and to show as the letters correspond in inner way to the asthetic substance of Gogol’s texts. The analysis of the beginnings and the endings of Gogol stories reveals the evidence of these correspondences.
Key words: swallowing up, sight.eating, semantic structures, beginning, end.

Л.Е. Этинген “Череп мужчины и женщины”
Статья посвящена анализу различий черепа мужчины и женщины. Раскрываются особенности анатомического строения, показана эволюция представлений о черепе в культурологическом аспекте.
Ключевые слова: череп, мужчина, женщина, эволюция, традиция, культура.
L.E. Etinguen “Skull of male and female”
The difference between man's and woman's scull are covered. The specific anatomical features are revealed, the evolution of ideas of the scull in the per. spective of culturology is demonsterated.
Key words: scull, man, woman, evolution, tradition, culture.

ЧЕЛОВЕК 4/2009