ЧЕЛОВЕК 3/2017

Аннотации и ключевые слова опубликованных статей



Аванесов С.С. Антропология сегодня: коррекция базовых ориентиров
С позиций христианского персонализма критикуется ряд эпистемических предпосылок, мешающих антропологии осознать себя как самостоятельную область знаний и продуктивно исследовать свой предмет. Подробно описываются альтернативные предпосылки, свободные от этих недостатков и позволяющие антропологии преодолеть ее нынешний познавательный кризис.
Ключевые слова:антропология, эпистемические предпосылки, гуманитарное знание, бытие, субъект, нормативность против фактичности.
Avanesov S.S. Nowadays anthropology: How to correct basic guidelines
Some epistemic suppositions of nowadays anthropology that prevent it from comprehending itself as a branch of knowledge and from comprehending its subject in a constructive way are criticized from a standpoint of Christian personalism. Alternative suppositions that are free from those shortcomings and offer an opportunity to overcome current cognitive and methodological crisis of anthropology are presented in detail.
Key words:anthropology, epistemic suppositions, humane knowledge, existence, subject, normativity vs factuality.

Знаков В.В. Постижение в понимании мира человека
С позиций экзистенциальной психологии рассматривается специфический тип понимания — постижение. В самом общем виде с точки зрения психологии, “постижение” можно характеризовать как психический процесс схватывания целого. Важную роль в нем играют самопонимание, интуитивное чувствование и созерцание. Главное как для субъекта постижения, так и для изучающего этот феномен психолога заключается в определении ценностных составляющих знаний. Подробно рассматриваются особенности феномена постижения, отличающие его от других форм понимания.
Ключевые слова:экзистенциальная психология, мир человека понимание, постижение, ценностные составляющие знаний.
Znakov V.V. The place of comprehension in the understanding of a person’s inner world
A specific type of understanding, that is comprehension, is considered in a perspective of existential psychology. In simple terms on can define “comprehension” as a psychical processes of grasping the whole and the wholeness. Self-understanding, presentative feeling and contemplation play a great role in the process. The identification of value components of one’s knowledge is the main factor in this phenomenon in the perspective of both the person who experiences comprehension and a psychologist. The particularities of the phenomenon of comprehension that distinguish it from other forms of understanding are considered in detail.
Key words:existential psychology, a person’s inner world, understanding, comprehension, value components of knowledge.

Золотухина-Аболина Е.В. Душа: фрагменты панорамы
Рассматриваются проблемы души в разных направлениях философской и психологической мысли. Автор считает, что древнее понятие души не исчезает из размышлений, посвященных теме человека, и выделяет два современных направления — глубинную психологию и экзистенциальную философию, которые с разных позиций и в разной терминологии описывают существенные черты человеческой души, давая ей порой сходные, а порой противоположные характеристики. В статье рассматриваются такие характеристики души как ее глубина, единство и множественность, устремленность вперед, свобода и ответственность, а также щедрость.
Ключевые слова:душа, эмоционально-волевая сторона “я”; психика, досекулярная и секулярная эпоха; феноменология и археология души; глубина души; единство и множественность души; свобода и ответственность; богатство и щедрость.
Zolotukhina-Abolina E.V. The Soul: Fragments of landscape
The problems of soul in the different strands of thought within philosophy and psychology are considered. The author asserts that the far-back concept of the soul doesn’t disappear from the humane reflection. She picks out two modern currents: Tiefenpsychologie and existential philosophy. Тhe both describe main traits of the human soul in different perspectives, in different terms giving them either similar or contrary characteristics. The author speaks of the depth, unity, multitude of the soul, its going-ahead, liberty, responsibility and generosity.
Key words:soul, emotional and volitional side of Me, psychics, pre-secular and secular epoche, phenomenology and archaeology of the soul, unity and multitude of the soul, liberty and responsibility, wealth and generosity of the soul.

Кострова Е.А. Экономика и другой: граница двух миров у Х. Арендт и Э. Левинаса
В философии Арендт и Левинаса обращает на себя внимание параллелизм в том, как они выдвигают “сокрытость” / “интериорность”, соотнесенную со своеобразно понятой “экономикой”, в противовес тому пространству, где происходит встреча с другим(и). Сходство, однако, заканчивается там, где они указывают, что лежит за пределами “экономического” и кто этот другой. Если для Арендт существование за пределами “экономики” — один из видов деятельности, то для Левинаса истинное предстояние перед Другим принципиально отличается от любого действия.
Ключевые слова:интерсубъективность, публичность, экономика, Арендт, Левинас.
Kostrova E.A. Economics and the Other: The line between two worlds in the philosophy by H. Arendt and E. Levinas
In the philosophy of Arendt and Levinas, one’s attention is drawn to the parallelism in the way they put forward the “concealment” / “interiority”, correlated with the “economy” that was originally understood, as opposed to the space where the meeting with the other(s) occurs. Similarity, however, ends where they specify what lies beyond the “economic” and who this other is. If for Arendt, existence outside the «economy» is one of the activity, for Levinas the true face-to-face relation is fundamentally different from any action.
Key words:intersubjectivity, public sphere, economy, Arendt, Levinas.

Шипилов А.В. “Свои” и “чужие” в динамике: пример Рима
Чтобы быть собой, обществу необходимо отличаться от других. Формой этого различения является оппозиция “свои — чужие”. На примере римской истории показано, что она была максимально интенсивна в эпоху расцвета Рима и минимально интенсивна в предшествующую и последующую эпохи.
Ключевые слова:История, античность, Рим, семья, община, “свои”, “чужие”
Shipilov A.V. “Us” and “Them” in the dynamics: the case of Rome
In order to be itself, society has to be different from others. The form of this distinction is “Us — Them” opposition. The view on the Roman history demonstrates that the opposition reached its maximal intensity during the while in the preceding and subsequent ages it was minimal.
Key words:History, Antiquity, Rome, family, community, “Us” and “Them”.

Гурьянова М.В. Придворная мода: статус как основное означаемое костюма
Рассматривается генезис значения костюма как статусного феномена. Последний в качестве основной семантической единицы моды появляется в рамках придворного общества как выражение делегирования властных полномочий дворцовому окружению, превращая таким образом моду в средство репрезентации общественной иерархии, границы которой уточняются и сохраняются сумптуарными законами. Придворный наряд, выражая собой сословные различия, носит, по сути, обезличенный характер, поскольку маркируют ту или иную социальную прослойку в рамках общественной иерархии. Вместе с тем постулируется, что приобретаемый в результате занятия индивидом должности символический капитал включает индивидуально-личностный потенциал.
Ключевые слова:мода, статус, политическое тело, сумптуарные законы, ливрея, символический капитал.
Guryanova M.V. Fashion of the court society: status as a main significatum of the costume
This article examines the development of one of the main meanings of one’s clothes as the status indicator. This indication as a basic unit of fashion semantics appears only in the court society as an expression of delegation of the power to the courtiers, thereby transforming fashion into a means of representation of the social hierarchy, that function being limited and retained by sumptuary laws. Signifying class distinctions, the court-dress is basically impersonal and marks the group within the social hierarchy. Nevertheless it is asserted that symbolic capital that is gained with the office hold is connected with individuality.
Key words:fashion, status, political body, sumptuary laws, livery, individual symbolical capital.

Лебедев В.Ю., Волкова Т.В. Дом и бездомье: к антропологии современного жилища
Анализируются произошедшие за ХХ столетие изменения стилистики интерьера российского жилища в контексте трансформации дома в машину для жилья. Дом был домом в подлинном смысле, “текстом”, глубоко связанным с личностными, эстетическими, религиозными и прочими аспектами человеческого бытия. Современное жилье удовлетворяет преимущественно витальные потребности, формируя психологию безбытности. Рассматриваются маркеры утраты дома, типизации и стандартизации интерьера.
Ключевые слова:дом, приватное, пространство, быт, интерьер.
Lebedev V.Yu., Volkova T.V. The home and the loss of home: more on the anthropology of dwelling
The article analyzes the changes in the style of the interior of Russian home in the context of the transformation of “home” concept into the concept of “machine to stay” during the ХХ century. The house was “home” in the true sense, “the text”, which was deeply related to personal, aesthetic, religious and others aspects of human existence. Modern housing meets mainly the vital needs, and so we can see a formation of psychology of the absence of mode of life. The article deals with markers of the loss of the home, typification and standardization of the interior.
Key words:home, private, space, mode of life, interior.

Мареев С.Н. Об идеальности человеческих чувств (Л.С. Выготский против натурализма и спиритуализма)
В статье проанализировано решение психофизической проблемы, предложенное советским психологом Л.С.Выготским, который в работе “Учение об эмоциях” попытался избежать крайности натурализма и спиритуализма. Опираясь на работы Выготского, автор обосновывает идеальный характер чувств человека, связанный с их рефлексивным характером и культурно-историческим происхождением.
Ключевые слова:Выготский, Декарт, Спиноза, Бергсон, фрейдизм, рефлексология, марксизм, материальность ощущений, их культурно-историческая сущность.
Mareev S.N. On the ideality of Human emotions: L.S. Vygotsky against Naturalism and Spiritualism
The article provides an analysis of the solution to the psychophysical problem that was put forward by a Soviet psychologist L.S. Vygotsky. In his work “The Theories of Emotions” he tried to sail between the Scylla of naturalism and the Charybdis of spiritualism. Building on the works by Vygotsky the author demonstrates the ideal nature of human feelings that is related to their reflective character and cultural-historical origin.
Key words:Vygotsky, Descartes, Spinoza, Bergson, Freudism, reflexology, Marxism, materiality of sensations, cultural-historical substance

Бурмистров C.Л. Практики трансформации сознания в буддийской культуре: деавтоматизация и ресенантизация
Обретение нирваны в буддизме невозможно без преодоления концептуальных препятствий, создаваемых самим непросветленным сознанием. Для их преодоления собственные психические процессы адепта перемещаются в фокус его активного внимания (деавтоматизация). Адепт отбрасывает знаковые системы, при помощи коих он описывал самого себя раньше, до вступления на путь к нирване, и начинает создавать новое самоописание – в терминах буддийского учения о сознании (ресемантизация).
Ключевые слова:буддийская психотехника, знаковые системы, самоописание, измененные состояния сознания.
Burmistrov C.L. Practices of consciousness transformations in Buddhist culture: deautomatisation and desemantisation
In Buddhism it is impossible to attain Nirvana without overcoming conceptual obstacles made by the unenlightened consciousness itself. For this purpose adept puts his own psychic processes into the focus of his active attention (deautomatization). He gets rid of sign systems, by which he described his own personality before entering onto the path to enlightenment, and begins to create the new self-description in the terms of Buddhist philosophy (reseman. tization).
Key words:Buddhist psychotechnics, sign systems, self-description, altered states of consciousness.

Соина О.С., Сабиров В.Ш. Живая историософия Ф.А. Степуна
Представлена историософия Ф.А. Степуна (главным образом на материале книги “Бывшее и несбывшееся”) не как религиозно-философская концепция истории, а как живое видение неординарных, драматических и катастрофических исторических событий ее активным участником и протагонистом, к тому же яркой, самобытной и многогранной личностью, в полной мере проявившейся во время Первой мировой войны, двух революций 1917 года, гражданской войны и периода военного коммунизма в советской России. Отличительная особенность историософских воззрений мыслителя и писателя — критика морализма. Последний рассматривается как сложный феномен аберрации морально-этического сознания русского интеллигента, что осложнено притязаниями сотериологического плана. Историософия Степуна по праву может быть названа живой еще и потому, что всю свою жизнь в эмиграции его мысли о России сопровождались мучительными переживаниями совести человека, глубоко осознавшего и прочувствовавшего личную вину и ответственность за произошедшую в стране социальную катастрофу.
Ключевые слова:живая историософия, смысл войны, отношение к смерти, любовь и война, отношение к врагу, морализм, лжесотериология, взыскательная совесть.
Soina O.S., Sabirov V.Sh. Alive historiosophy by F.A. Stepun
The article, based mainly on material from the book “Past and Unfulfilled” shows the historiosophy of F. A. Stepun not as a religious-philosophical concept of history, but as a living vision of the extraordinary, dramatic an catastrophic historical events by its active participant and protagonist, who, at the same time, was a bright, original and many-sided personality fully manifested during the First World War, two Revolutions of 1917, Civil war and period of war communism in Soviet Russia. A distinctive feature of the historiosophical views of the thinker and writer is a critique of moralism, that was considered as a complex phenomenon of the aberration of the moral and ethical consciousness of the Russian intellectual, complicated by the soteriological claims. The historiosophy of F. Stepun can be named a living one by right because during all his life in exile his thoughts about Russia were accompanied by the painful feelings of conscience of a person who deeply realized and felt the personal guilt and responsibility for the social disaster happened in his country.
Key words:alive historiosophy, the meaning of war, attitude to death, love and war, attitude to enemy, moralism, pseudosoteriology, exacting conscience.


ЧЕЛОВЕК 3/2017