ЧЕЛОВЕК 3/2014

Аннотации и ключевые слова опубликованных статей



Смирнов С. А. Антропология номадизма
Предлагается гипотеза, согласно которой современный человек, испытывающий радикальные трансформации и смену идентичностей, будучи вынужден искать новые типы обитания, способы жизни и формы идентичности, должен обратить внимание на так называемый антропотип представителя северной цивилизации, северного социокультурного кода, который можно назвать номадическим. Описываются современные антропотренды, тренды по изменению человека и показано отличие западно-южного антропотипа от северного, мобильного антропотипа, сформированного у кочевых северных народов. Делается предположение, что Россия, формируя свое самоопределение как цивилизации могла бы опираться именно на тип северной идентичности.
Ключевые слова:антропологический тренд, идентичность человека, транстренд, номады, северная цивилизация, северный социокультурный код
Smirnov S. A. Anthropology nomadism. Anthropological trends and northern cultural code
The hypothesis is proposed that modern man experiencing radical transformations and changes of identity, having to look for new types of habitation, new ways of life and new identifications, should pay attention to the so-called anthropotype of Northern civilization, to the Northern socio-cultural code that could be called nomadic. Recent anthropotrends are described, having to do with Human changing. The difference between South-West anthropotype and the mobile one, that has been formed among the nomadic Northern peoples, is demonstrated. The suggestion is made that it’s the type of Northern identity that Russia could build on when forming its identity as a civilization.
Key words:anthropological trend, a person’s identity, transtrend, nomads, Northern civilization, Northern socio-cultural code.

Чернявская Ю. В. Социальные сети: храм бездомности
Различные аспекты и практики функционирования социальных сетей рассматривается как одно из проявлений антропологического кризиса современности. В контексте идей Мартина Бубера проводится параллель между этими практиками и догматами и практиками мировых религий, а также современными социальными практиками, связанными с созданием и эксплуатацией разного рода симулякров.
Ключевые слова:М. Бубер, бездомность, социальные сети, нарушение социальных коммуникаций, симулякры, антропологический кризис
Chernyavskaya Y. V. Social media: The Temple of homelessness
Various dimensions and practices of social media operation are considered to be a manifestation of nowadays anthropological crises. In the perspective of Martin Buber ideas the parallel between those dimensions and practices, on one hand, and dogmas and practices of world religions and some social practices associated with simulacra creating and exploiting on the other are drawn.
Key words:Martin Buber, homelessness, social media, social communications distortion, simulacra, anthropological crises

Адамьянц Т. З. Заблудившиеся в социокультурной среде
Статья посвящена социальной диагностике постоянно происходящих взаимодействий между человеком и его социокультурной средой. В серии комплексных исследований зафиксированы как позитивные социально значимые взаимодействия социокультурной среды с представителями группы с высоким уровнем коммуникативных навыков, так и “зона риска” во взаимодействиях между социокультурной средой и представителями группы с низким уровнем коммуникативных навыков.
Ключевые слова:социокультурная среда; семиосоциопсихология; интенция; смысл; понимание; коммуникативные навыки; социоментальные группы.
Adamyants T. Z. Human being in a contemporary socio-cultural environment
Social diagnosis of continuous interactions between Human being and socio-cultural environment, are in the focus of the article. Positive socially significant interaction between socio-cultural environment and people with a high level of communicative skills were recorded. «Risk Area» in interactions between the socio-cultural environment and people with a low level of communication skills is fixed as well.
Key words:socio-cultural environment; semio-socio-psychology; intention; sense; understanding; communicative skills; socio-mental groups.

Сергеева О. В. Пожилые люди за компьютером
Использование компьютера в среде представителей “третьего возраста” — одна из малоизученных тем в отечественных социальных исследованиях компьютерных технологий. Статья представляет данные опроса пожилых пользователей. Собранный материал демонстрирует изменения в привычках чтения, письма и игровых практиках, вызванные компьютером.
Ключевые слова:пожилые люди, компьютер, печатная культура, цифровая культура
Sergeeva O. V. From print text to digital text: changing of elderly user’s habits
While personal computer is rather heavity used by older people in Russia, very little is known about how they interact with computer systems and use them in their daily lives. This paper tells about the changing of writing and reading habits among elderly people who use a computer. The author undertook an empirical study aimed at revealing and explaining real life computing. The collected data show how the home computer opens new possibilities for elderly.
Key words:elderly, computer, print culture, digital culture

Кривцун О. А. Мера человеческого в искусстве: исторические модификации
Исследуются причины эволюции языков современного искусства. Показано, как неклассическое искусство вырастает из недр психологии и антиномичного сознания человека Новейшего времени. В центре внимания -- мера органичности новых языков искусства современному человеку. Раскрывается, как непонятная и “негативная” художественная практика последнего столетия часто выступает адекватным эквивалентом состояниям человека, ищущего подлинность своего бытия. Формулируются критерии современного художественного творчества, интегрирующие опыт антропологии и искусствоведения.
Ключевые слова:язык искусства, антропные смыслы, искусство “правильное”, искусство “неправильное”, мера человеческого, критерии художественности.
Krivtsun O. A. The Humane measure in the Art: Historical modifications
The causes of Contemporary Art languages evolution are investigated. It is shown how Non-classical Art grows out of the bosom of contemporary person’s mind and antinomic consciousness. It’s the measure of harmony between Contemporary Art languages and the contemporary person that is in the focus of the author’s discourse. The incomprehensible and “negative” art practices of the recent century can be seen as quite adequate for the Person seeking for authentity of his/her Being. Some criteria of contemporary creative activities are suggested that integrate art criticism and anthropological aspects.
Key words:Art language, anthropic sense, “Right” Art, “Incorrect” Art, Humane measure, Artistry Criterion.

Андреев И. Л., Есаков В. А., Назарова Л. Н. Аудионаркотики: звук вместо “химии”
Новым для акустической науки, неврологии и отоларингологии было столь мощное направленное влияние специально оформленного и сфокусированного звука на мозг и психику юных слушателей, у которых еще не завершилось формирование прочных стенок черепа и не сложилось адекватное представление о мире и о своем месте в нем. Философов и социологов, медиков и психиатров, педагогов и правоведов, музыкантов и музыковедов бурный всплеск интереса к опасному для здоровья, но модному в молодежной среде развлечению застал буквально врасплох.
Ключевые слова:человек, аудионаркотики, психические расстройства.
Andreev I. L., Esakov V. A., Nazarova L. N. Audio drugs: sound instead of “chemistry”
New acoustic science, neurology and the otolaryngology had such a powerful impact directed specially drawn up and of the focused sound on the brain and psyche young listeners, who have not yet completed the formation of solid walls of the skull and has not developed an adequate view about the world and their place in it. Philosophers and sociologists, physicians and psychiatrists, teachers and lawyers, musicians and musicologists a stormy surge of interest in hazardous, but fashionable in the youth environment amusement of literally caught unawares.
Key words:human, audio drugs, mental disorders.

Гончаренко Н. М. Трансгуманистический тренд в современном визуальном искусстве
Статья посвящена возникновению идеи о сверхчеловеке на рубеже XIX–XX веков и ее трансформации в искусстве указанного периода (в творчестве К. Малевича, П. Филонова, В. Чекрыгина) и искусстве рубежа XX–XXI веков. В конце XIX века, по мере распространения технической революции, человек, пожалуй, впервые всерьез задумался о преодолении границ собственно человеческого (примером может служить идея “сверхчеловека” (Ubermensch) Ницше). Вторая половина ХХ века, ознаменованная выходом человека в космос и развитием информационных систем, дала толчок к новому пониманию возможностей человека. В это время возникает идеология трансгуманизма, признающая возможность фундаментальных изменений в положении человека с помощью передовых технологий с целью ликвидировать страдания, старение и смерть, а также значительно усилить физические, умственные и психологические возможности человека. Эти идеи находят отражение в искусстве — например, в направлении “сайнс-арт” (“science-art”), возникшем на стыке новых технологий и искусства (Орлан, Марина Абрамович), или у пессимистически настроенных приверженцев идей киберпанка.
Ключевые слова:трансгуманизм, биомодификация, сайнс-арт, киберпанк
Goncharenko N. M. Transhumanistic trend in modern visual art
The emergence of the idea of the superman at the turn of XIX–XX centuries and its transformation in the art of this period (in the works of K. Malevich, P. Filonov, V. Chekrygin) and in the art of the late XX–XXI centuries are considered. At the end of the XIX century, as the technological revolution spread, people, perhaps for the first time, began to think seriously about overcoming boundaries of an ordinary Human being (an example is Nietzsche’s idea of Over-man “Ubermensch”). The second half of the twentieth century saw the world’s first walk in open space and development of information systems, it gave impetus to a new understanding of human capabilities. By the end of the 20th century an ideology of transhumanism appeared, which recognizes the possibility of fundamental changes in the position of a man with the help of advanced technology in order to eliminate suffering, aging and death, as well as significant enhance the physical, mental and psychological abilities of a person. These ideas have the reflection in modern art practices — for example, in the “science-art” which emerged at the intersection of new technologies and art (artists — Orlan, Marina Abramovic) or pessimistic adherents of cyberpunk ideas.
Key words:transhumanism, biomodification, science-art, cyberpunk.

Скворцова Е. Л. Компромисс как средство гармонизации отношений в японском обществе
Статья посвящена феномену компромисса как фундаментальной основы социальной организации Японии. В качестве альтернативы компромиссному духу японского общественного сознания автор рассматривает господствующие в российском обществе на рубеже ХIХ–ХХ вв. настроения, где доминантой стала классовая антагонистичность. Ярким примером противостояния этих идеологий являются работы Нисиды Китаро (1870–1945) и В.И. Ульянова-Ленина (1870–1924), которые анализируются в статье.
Ключевые слова:конфликт, компромисс, японская традиция, русская культура, Нисида Китаро, Ульянов-Ленин.
Skvortsova E. L. A way to harmonize relationships in Japanese Society
Striving for compromise is considered to be the fundamental feature of the Japanese social organization. The public mood of antagonism and hostility prevailing in Russian social discourse on the verge of XIX–XX cc. seems to be the antithesis to the spirit of compromise. The first philosophical works by Nishida Kitaro (1870–1945) and V.I. Ulyanov-Lenin (1870–1924) are regarded as the particular examples of these two ideological positions.
Key words:сonflict, compromise, the Japanese tradition, Russian culture, Nishida Kitaro, Ulyanov-Lenin.

Лебедев С. Д., Благоевич М. . Институциональная и личностная идентификация православия в России и Сербии
Дается попытка теоретически проанализировать современные процессы ревитализации религии на примере православного христианства в России и Сербии. Рассматривается противоречие между личностным и социокультурным модусами религиозной динамики. В контексте соответствующей теоретической концепции интерпретируются данные ряда эмпирических исследований современной российской и сербской религиозной ситуации.
Ключевые слова:ревитализация религии, религиозность, православие, современность, ценности.
Lebedev S. D., Blagoevich M. . Institutional and personal self-identification of Orthodoxal believers in Russia and Serbia
An attempt to analyze the contemporary processes of revitalization of religion is presented by the example of Orthodox Christianity in Russia and Serbia. The contradiction between personal modus and socio-cultural modus of religious dynamics is considered. In the perspective of relevant theoretical concepts the evidence of a number of empirical studies of modern Russian and Serbian religious situation is interpreted.
Key words:revitalization of religion, religiosity, Orthodoxy, modernity, values.

Дзоффоли С. . Сократические тенденции в религиозно,философских воззрениях Луиджи Джуссани
Раскрывается влияние Сократа на воззрения итальянского священника, философа и общественного деятеля второй половины ХХ — начала ХХI столетия Л. Джуссани. Диалог и отношения с другими мыслятся как основополагающие моменты мышления и философствования, поскольку для Сократа и Джуссани особый интерес представляют человек и его природа. Джуссани критикует современное общество, для которого характерна закрытость власти.
Ключевые слова:человеческая природа, диалог, современное общественное сознание, разум, сердце как орган познания.
Zofoli S. . Socratic trends in religious-philosophical views by L. Giussani
The influence by Socrat on the views of L. Giussani, Italian priest, philosopher and public activist of the second half of XX and early XXI century is revealed. The dialog and relationship with Others are conceived to be the basic component of thinking and philosophizing, since for both Socrat and Giussani it's Hunan being and Human nature that are of the top interest. Giussani is rather critical of contemporary society that is marked by stand-off of the authority
Key words:Human nature, dialog, contemporary public consciousness, reason, the hart as an organ of cognizing

Киященко Л. П., Гребенщикова Е. Г. Молекулярный век — “окраина вечности”?
Дана развернутая рецензия на книгу Х. Новотны и Дж. Теста “Обнаженные гены: переосмысление человечества в молекулярный век” (Nowotny H., Testa G. Naked genes: rethinking the human in the molecular age. L., 2010.). Рассмотрены основные перспективы и угрозы неконтролируемого развития как молекулярной генетики, так и биотехнологий в целом, представлен взгляд авторов книги на социологическое значение биологических наук в современном обществе.
Ключевые слова:молекулярная генетика, гены, биотехнологии, социум.
Kiyashchenko L. P., Grebenshchikova E. G. The molecular age: Is it “the purlieu of the Eternity”?
The detailed review of the book Nowotny H., Testa G. Naked genes: rethinking the human in the molecular age is presented. The major prospects and threats of unrestrained development of molecular genetics and biotechnologies in whole are considered. The reviewd authors’ view of sociological meaning of life sciences in contemporary society is revealed.
Key words:molecular genetics, genes, biotechnologies, society

Михеева Ю. В. Трагедия человека в киномузыке Альфреда Шнитке
В статье выявляются особенности художественного языка Альфреда Шнитке, создающие в отечественном кинематографе 1970–1980-х годов поразительные по силе воздействия звуковые образы трагической реальности ХХ века и по-новому осмысливающие человека в “пограничной ситуации”.
Ключевые слова:киномузыка Шнитке, аудиовизуальное решение кинофильма, трагическое в кинематографе.
Miheeva Y. V. The Human tragedy in film music by Alfred Shnittke
The article analyses some special features of Alfred Shnittke’s art language creating out. standing sound images of 20th century tragic reality and new understanding of man in the “borderline situation”.
Key words:Shnittke’s film music, audiovisual conception in film, The Tragic in cinema.

Кантор В. К. Герцен как прототип Ставрогина
В мировом литературоведении идут постоянные споры о том, кто был прототипом главного героя романа Достоевского “Бесы” — Ставрогина. Этот персонаж является ключевым для понимания взгляда Достоевского на русский революционный радикализм. Автор находит много соответствий в жизни и деятельности Герцена и героя романа. Сам писатель рассыпал по роману многочисленные намеки, показывающие, кто был прототипом Ставрогина. Автор статьи постарался их суммировать и осмыслить.
Ключевые слова:Достоевский, Герцен, Бакунин, бесы, радикализм, исповедь, трагический герой, распутство.
Kantor V. K. Herzen as a prototype of Stavrogin
In the world philology the discussion on identity of the prototype of Stavrogin, the primary character of “Demons” by А. Dostoevsky does not stop. This character is the key one for Dostoevsky’s views on Russian revolutionary radicalism. The author of the article finds a number of correspondences in the life and activities of A. Herzen and the novel’s character. Dostoevsky himself scattered numerous hints in the novel about its hero prototype.
Key words:Dostoevsky, Herzen, Bakunin, demons, radicalism, confession, the tragic hero, wantonness

Седых О. М. Е.Н. Трубецкой: доминанты сказочных повествований
Рассматривается малоизвестная работа философа Е.Н. Трубецкого “Иное царство и его искатели в русской народной сказке” (1922). Анализируется общечеловеческое и национальное в повествовании, важнейшие бинарные оппозиции, ключевые персонажи, важнейшие сюжетные линии. Интуиции Е. Трубецкого сопоставляются с идеями философов Серебряного века и подходами гуманитарной науки и фольклористики ХХ века.
Ключевые слова:русская народная сказка, сказочные персонажи, сюжет, амбивалентность, бинарные оппозиции, София, Серебряный век
Sedykh O. M. Trubetskoy’s work “Other Kingdom and its seekers in Russian fairy tale”
A work Other Kingdom and its seekers in Russian fairy tale (1922) by Russian philosopher E.N. Trubetskoy is considered in the perspective of Russian Silver Age philosophy and in the light of humanities and folklore studies of the 20th century. А problem of national consciousness and pre-philosophy in Russian Silver Age thought is discussed. The comparative analysis of Trubetskoy’s work and P. Florensky’s “Imaginaries in geometry” (1922) is carried out. Among the approaches to the study of tales special attention is paid to morphological method by V. Propp and depth psychology by K.G. Jung. Feminine images in Russian Silver Аge culture (art, philosophy, poetry) are analyzed in the light of psychoanalytic ambivalence principle.
Key words:Russian folk tale, pre-philosophy, Folklore Studies, fairy tale, space and time in fairy tale, Оther Kingdom, morphology of fairy tale, ambivalence, Sophia, Silver age

Гарипов Я. З. Тенденции языкового развития населения республик Поволжья
В статье анализируется динамика языкового развития населения республик Поволжья. Показаны устойчивый рост позиций русского языка и некоторый спад приобщения титульных наций к своим этнически родным языкам. Выдвигается идея разработки Российской хартии региональных (республиканских) языков и языков нацменьшинств.
Ключевые слова:языки, родной язык, федерация, регион, хартия
Garipov Y. Z. Trends in linguistic development of the population of Volga
The dynamics of linguistic development of the population of Volga region is analyzed. The stable strengthening of Russian language position is demonstrated as well as some decrease in participating of titular ethnic groups to their native languages. The idea of designing of Russian Charter of regional (republican) languages and ethnic minorities languages is proposed.
Key words:languages, native language, federation, region, Charter.


ЧЕЛОВЕК 3/2014