ЧЕЛОВЕК 2/2013

Аннотации и ключевые слова опубликованных статей



Межуев В. М. Гуманизм и современная цивилизация
Гуманизм анализируется под углом зрения определенной философской концепции человека как она была сформулирована в эпоху Возрождения. В последующие времена эта концепция получила разные истолкования и оценки — от положительной до резко негативной. И в наши дни гуманизм, его место и значение в истории, является предметом острых разногласий и дискуссий. По мнению автора, принятие гуманизма в качестве общечеловеческой ценности влечет за собой истолкование мировой истории как движения человечества по пути становления универсальной цивилизации, базирующейся на принципах индивидуальной свободы и межиндивидуального диалога.
Ключевые слова:гуманизм, индивидуальность, свобода, цивилизация, диалог.
Mezhuev V. M. Humanism and the Modern civilization
Humanism is generally considered from the standpoint of a certain philosophical concept of the Human being as it was postulated during Renaissance. Later that concept was interpreted in various ways and its assessments varied in the range from positive to sharply negative. Nowadays humanism, its place, meaning and importance in the History is the subject of sharp controversies and debates. According to the author of this paper, recognition of Humanism as an universal value entails interpretation of Human history as human advance towards formation of an universal civilization based on the principles of individual freedom and inter-individual dialog.
Key words:humanism, individuality, freedom, civilization, dialog.

Шипилов А. В. Человек и животное. Античные метаморфозы
В античной онтологии бытие понимается как отличие, примером чего может служить оппозиция “человек — животное”. Для классической эпохи характерна максимальная выраженность этой оппозиции, тогда как в архаический и постклассический периоды степень противопоставления человека и животного сравнительно минимальна. В то же время типы этого противопоставления в доклассическую и позднеантичную эпохи различаются максимально, а в классический период – минимально. На основе анализа данного материала автором предложен новый метод концептуализации социальной реальности античности, объединяющий логику и диалектику категорий тождества и различия.
Ключевые слова:античность, человек, животное, культурные символы.
Shipilov A. V. Being by means of the differences: antique opposition “Human being — an animal”
In the ontology of antiquity the being was understood as a difference; the opposition “Human being — an animal” is quite an example of this approach. The classical period is characterized by a maximum intensity of the opposition, while in the archaic and post-classic periods the degree of contrast between Human being and animal is relatively minimal. At the same time, the types of this opposition in pre-classic and late periods differ maximally, while in the classical period the difference is minimal. Based on the analysis of the material, the author offers a new method of conceptualizing social reality of antiquity, combining logic and dialectics of categories of sameness and difference.
Key words:antiquity, humanbeing, animal, cultural symbolism.

Дриккер А. С. Информационная матрица социокультурной эволюции
Познавательная способность протолюдей и человека рассматривается как доминанта антропогенеза и культурной эволюции. Раскрывается роль “горизонтального” и “вертикального” каналов трансляции знаний в этих процессах, а народонаселение планеты исследуется как информационный ресурс социокультурных трансформаций.
Ключевые слова:антропогенез, генно-культурная эволюция, информационный отбор, каналы трансляции знаний, воспроизводство населения.
Drikker A. S. Information matrix of sociocultural evolution
Cognitive power of proto-humans and Human is deemed to be a dominant of anthropogenesis and cultural evolution. The role of “horizontal” and “vertical” channels in those processes is revealed while the Planet population is considered as an information resource of sociocultural transformations.
Key words:anthropogenesis, genetic and cultural evolution, information-based selection, knowledge translation channels, population reproduction.

Мельник Ю. М., Римский В. П. Время Моисея и время Одиссея
Предложено понимание того, как в диалоге иудейского, религиозно-теологического и эллинского, философско-теоретического дискурсов формировались темпоральная вертикаль (сакральность) и горизонталь (профанность), которые накладывались друг на друга, создавая многомерность экзистенциального времени человека первичной и последующих “осевых эпох”: онтологическая (божественная) вечность — тварное или рожденное время истории (прошлое — настоящее — будущее) — мистическая вечность.
Ключевые слова:концепт времени, сакральный и профанный мифы, историзм, экзистенциальное время.
Melnik Y. M., Rimskiy V. P. Time of Moses and time of Odysseus
The article proposes the interpretation of the dialogue of Judaistic, theological discourse and Hellenistic, philosophical theoretical one as a source of formation of a vertical temporal axis (sacrality) and horizontal one (prophanity). These two perspectives superimposed on each other and constructed the multifold existential time of humans of the primary and subsequent “axial epochs: ontological (Deific) eternity — created or born time of history (past — present — future) — mystical eternity.
Key words:conception of time, Sacral and Prophane myth, historism, existential time.

Бачинин В. А. Гражданин из Скотопригоньевска
В романе “Братья Карамазовы” Достоевский обозначил идею будущей скотопригоньевской цивилизации. Подобно идеям Платона, она оказалась по-своему первична. В ней сосредоточилось предвосхищение того геополитического кошмара, который впоследствии был учинен народом-богоборцем над самим собой. Скотопригоньевская идея облеклась в плоть сотен тысяч истязателей и в кровь десятков миллионов их жертв.
Ключевые слова:Достоевский, Старая Русса, Скотопригоньевск, топонимика, цивилизация, модерн, россиеведение.
Bachinin V. A. Citizen of Skotoprigonyevsk
In his “The brothers Karamazov” Dostoevsky outlined the idea of Skotoprigonyevsk civilization to come. Like Plato’s ideas it appeared to be primary in its own way. It concentrated anticipation of the geopolitical nightmare that the theomachist people later did perpetuate over itself. The idea of Skotoprigonyevsk incarnated in flesh of hundreds thousands torturers and blood of tens millions of their victims.
Key words:Dostoevsky, Staraya Russa, Skotoprigonyevsk, toponimy, civilization, modern, Russia studies.

Карпов А. О. Диспозитивная теория эпохи Ренессанса
Рассматривается становление и развитие диспозитивной системы культурных практик ренессанской эпохи Х–ХVI веков – Возрождения, Реформации, гуманизма и социальной утопии, которые связаны с символом “обновление”. Действуя как эпистемическая вещь, наделенная семантически сложным культурным имплантом, символ “обновление” вызывает к жизни гетерогенную серию диспозитивов. Последние в череде взаимных трансформаций выстраивают культурную историю ренессанской эпохи и несут в себе объяснения почему события развивались так, а не иначе.
Ключевые слова:диспозитив, Ренессанс, Реформация, гуманизм, социальная утопия, культурогенез, христианство.
Karpov A. O. Dispositive Theory of the Renaissance
The formation and development of dispositive system of the Renaissance cultural practices in X–XVI centuries – Renaissance, Reformation, humanism and social utopia associated with the symbol of “rejuvenescence” – are considered. Operating as an epistemic object endowed with semantically complicated cultural implant, the symbol “rejuvenescence” germinates the heterogeneous series of dispositives. The latter, in the chain of mutual transformations, arrange the cultural history of the Renaissance and offer an explanation why the events have developed in one way rather than differently.
Key words:dispositive, Renaissance, Reformation, humanism, social utopia, cultural genesis, Christianity.

Запесоцкий Ю. А. Образ как “текст” и ценностно-нормативная матрица культуры
Раскрывается сущность гуманитарной культуры как процесса и результата духовного самопроизводства человека и общества. Дается характеристика образа как “духовного фокуса” культуры и своеобразного “антропологического проекта”, идентификация с которым способствует самоосуществлению человека. Невостребованность или деформация классических образов во многом определила глубинные трансформации антропокультурного типа, изменения национально-культурного этоса и европейской ментальности.
Ключевые слова:образ, гуманитарная культура, “текст культуры”, слово, имя, икона, идентификация.
Zapesotskiy Y. A. An image as a “text”: value and normative matrix of Culture
The essence of human culture as a process and the result of the spiritual self-production of man and society are described. The description of the image as a “spiritual focus” of culture and a kind of “anthropological project” is provided as well. Individual’s self-identification with this a project contributes to his/her human self-realization. The lack of demand for classical images as well as their deformation largely caused the deep transformation of cultural anthropological type, the changes in national and cultural ethos and the European mentality.
Key words:image, human culture, “the text of culture”, word, name, icon, identification.

Фатенков А. Н. Экзистенциальный реализм А.И. Герцена
Уточняются теоретические позиции экзистенциализма и реализма. В соотнесении с ними рассматриваются философско-мировоззренческие взгляды А.И. Герцена, которые определяются в своей основе как экзистенциальный реализм.
Ключевые слова:А.И. Герцен, философия, мировоззрение, экзистенциализм, реализм.
Fatenkov A. N. Existential realism of A.I. Herzen
Theoretical positions of existentialism and realism are being specified. Philosophical views by A.I. Herzen are considering in reference with those positions and are defined in its basics to be an existential realism.
Key words:A.I. Herzen, philosophy, world outlook, existentialism, realism.

Назаретян К. А. Честное слово журналиста быть ответственным
Долгие десятилетия жизни за “железным занавесом” привели к тому, что постперестроечное российское общество оказалось невосприимчивым ко многим ценностям западной журналистики. В статье предпринимается попытка проанализировать динамику взаимоотношений двух главных ценностей западной этики СМИ — свободы слова и ответственности — и ответить на вопрос, почему понимание этой динамики важно для человека в современной России.
Ключевые слова:этика журналиста, СМИ, свобода слова, ответственность.
Nazaretyan K. A. The Journalist’s word of honor and honesty to act responsibly
Long decades of living behind the “iron curtain” led the Russian society after 1980s to the situation when values of Western journalism were mostly unappreciated. The author of this article endeavors to analyze the dynamic interrelation between the two main values of the Western mass media — freedom of speech and responsibility — and tries to answer why understanding these dynamics could be important for a Russian citizen nowadays.
Key words:journalism, mass media, ethics, values, freedom, freedom of speech, responsibility.

Махиянова Е. Б. Окно в исчезнувший мир
Статья посвящена отражению жизни североамериканских индейцев в творчестве фотографа и этнографа Эдварда Кертиса, художников – “певцов Дикого Запада” – Чарльза Рассела и Фредерика Ремингтона.
Ключевые слова:индейцы, коренные жители Северной Америки, Эдвард Кертис, Чарльза Рассел, Фредерик Ремингтон.
Makhiyanova E. B. The window into the World that has disappeared
The repercussions of the life of North American Indians in creative works by the pho. tographer and ethnographer Edward Kertis and “the bards of the Wild West” drawers and painters Ch. Russel and F. Remington are featured.
Key words:Edward Kertis, North American Indians, Ch. Russel, F. Remington.

Сохань И. В. Деконструкция современной гастрономической культуры: тоталитет фастфуда
Подробно анализируется глубинное сходство между гастрономическими практиками тоталитарных обществ и тоталитарных утопий, с одной стороны, и современной потребительской культурой питания, — с другой. В обоих случаях перед нами практики властвования и дисциплинирования, только в последнем тип властвования и дисциплинирования — мягкий, скрытый и основанный на механизме бесконечного удовольствия и немедленно сбывающегося желания.
Ключевые слова:гастрономическая культура, гастрономические практики, фастфуд, пищевая индустрия, связь пищи и власти, социальный контроль, дисциплинирование соблазном.
Sokhan I. V. Deconstruction of contemporary gastronomy culture and fast food totalitarian aspects
Deep resemblance between gastronomy culture and practices of totalitarian societies and totalitarian utopias, on the one hand, and nowadays consumer culture of nutrition, especially fast food, on the other hand, are analyzed in detail. In both cases there are some or other practices of exerting power and disciplining. But in the nowadays situation the exerting of power is soft, concealed and и based on a mechanism of endless enjoyment and immediate fulfillment of desire.
Key words:gastronomy culture, gastronomy practices, fast food, food industry, fodd and power correlation, social control, disciplining by temptation.

Горохов В. Г. Традиции благотворительности в России
Рассматриваются исторические примеры благотворительности в России конца XIX — начала XX веков в области медицины, анализируется опыт служения русских врачей обществу. В прецедентах “малого действия” суть и характер той эпохи российской истории раскрывается намного глубже, чем в крупных, зафиксированных в учебниках эпохальных событиях и биографиях известных политических деятелей.
Ключевые слова:благотворительность, история России XIX — начала XX веков, благотворительные учреждения.
Gorokhov V. G. Traditions of charity in Russia
Various concrete examples of the development of the philanthropy and philanthropic societies in Russia in the late XIX and early XX centuries are investigated, especially in the domain of the medical aid.
Key words:charity, history of Russia in the 19th and in the beginning of the 20th centuries, charities.


ЧЕЛОВЕК 2/2013