ЧЕЛОВЕК 1/2016

Аннотации и ключевые слова опубликованных статей



Полуэктова Н.М., Смирнова А.Н. Человек как субъект здоровья
Анализируется современное понимание здоровья с позиций биопсихосоциальной парадигмы, в рамках которой большая ответственность за здоровье возлагается на его носителя. На основе анализа результатов отечественных исследований и собственного эмпирического исследования авторы рассматривают проблемы формирования субъектной позиции в отношении здоровья и личностные факторы, влияющие на осознанное к нему отношение. Показаны перспективы использования салютогенной концепции здоровья.
Ключевые слова:осознанное отношение к здоровью, субъектность, биопсихосоциальная целостность, чувство когерентности, копинг стратегии.
Poluwektova N.M., Smirnova A.N. A man as an agent of health
A contemporary idea of health is analysed in the biopsychosocial paradigm perspective. Under this paradigm, the greater responsibility for one’s health is conferred onto the agent. Building on the results of empirical research, the authors consider the problems of development of a conscious attitude to one’s health as well as subjective factors influencing this attitude. Perspectives of salutogenic model are discussed.
Key words:conscious attitude to health, agency, biopsychosocial integrality, sense of coherence, coping strategies.

Ростовцева В.В. Альтруизм с человеческим лицом
Статья продолжает тему альтруизма, начатую в предыдущей работе автора “Общебиологические основы альтруизма” и содержит обзор отечественных и зарубежных работ, посвященных изучению просоциального поведения человека, его механизмов, а также роли в глобальном процессе эволюции. Современные теоретические разработки в области альтруизма и кооперации человека рассматриваются в эволюционном ракурсе.
Ключевые слова:альтруизм человека, социальное поведение, этноцентризм, импринтинг, внутригрупповая кооперация, эмоции человека, принцип гандикапа, культурный отбор.
Rostovtseva V.V. Human altruism: conceptual review
The article continues consideration of altruism that was initiated in the author’s previous work “General Biological Bases of Altruism”. Contemporary theories of human altruism and cooperation are considered in the evolutionary perspective. The article is a review of Russian and foreign theories and experimental results, devoted to research in the field of prosocial human behavior, its mechanisms and role in global evolutionary processes.
Key words:human altruism, social behavior, ethnocentrism, imprinting, intergroup cooperation, human emotions, handicap principle, cultural selection.

Шляков А.В. Номадизм и агротизм.К постановке проблемы
В статье предпринимается попытка создать концептуальную оппозицию понятию “номадизм” (“номад”). Проводится критический анализ оппозиционных “номадизму” понятий, существующих в гуманитарном дискурсе. Опираясь на языковую общность генезиса понятий, автор предлагает концепт “агротизм” (“агрот”), призванный описать положение субъекта в рифленом пространстве. Рассматриваются атрибутивные характеристики и содержательное наполнение данного концепта в космологическом, онтологическом и социально антропологическом аспектах.
Ключевые слова:номадизм, номад, агротизм, агрот, пространство, Дом, движение.
Shlyakov A.V. Nomadism and agrotism (Towards the problem statement)
The attempt is made to create a conceptual opposition to the notion of “nomadism” (“nomad”). A critical analysis of the notions contrary to “nomadism” within humanitarian discourse is made. Basing on linguistic closeness of the concepts genesis, the concept of “agrotism” (“agrot”) is proposed that is designed to describe the status of the subject in corrugated space. Come attributive characteristics and the content of the “agrotism” (“agrot”) notion are discussed in their cosmological, ontological and socio anthropological dimansions.
Key words:nomadism, nomad, agrotism, agrot, space, House, movement.

Войскунский А.Е. Поведение в киберпространстве: психологические принципы
Рассматривается развитие и тематика психологии Интернета, или киберпсихологии. Предлагается определение данной научной области, отмечается, что она находится в стадии становления. Введены и проанализированы основные психологические принципы, определяющие опосредствованную Интернетом деятельность человека. Среди них: анонимность, мобильность, перенос (из реальности в киберпространство и обратно), репутационная прокачка, иммерсивное погружение, распределенность. Отмечается чрезмерная глобальность и связанная с этим обстоятельством неприменимость для киберпсихологии такого перспективного психологического принципа, как виртуальность.
Ключевые слова:киберпсихология, виртуальность, анонимность, перенос, репутационная прокачка, мобильность, погружение, распределенность.
Voyskunskiy A.E. Behavior in a cyberspace: Some psychological principles
Development and the subject matter of psychology of the Internet, or cyberpsychology are considered. A definition is proposed for this field of science that is still in its formation stage. Some basic psychological principles governing Internet mediated Human activity are introduced and analyzed. Among them there are anonymity, mobility, transfer (from reality to a cyberspace and back), reputation upgrade, immersion, distribution. It is noted that such a promising psychological principle as virtuality is inapplicable for cyberpsychology because of an excessive globality.
Key words:cyberpsychology, virtuality, anonymity, transfer, reputation upgrade, mobility, immersion, distribution.

Гурьянова М.В. Мода. Предыстория
В статье предпринимается попытка обосновать предположение о зарождении моды как западноевропейского феномена в середине XIV века. В ходе анализа культурно исторических предпосылок, которые могли привести к появлению данного культурного феномена, выдвигается гипотеза о моде как новом общественном механизме, реализующим функции ритуала. Это позволяет выдвинуть одно из возможных обоснований тенденции моды к изменению, новизне и социальной стратификации.
Ключевые слова:мода, ритуал, механизм апроприации иного, тело, идентичность.
Guryanova M.V. Fashion. Prehistory
In this article, we try to justify one of the hypotheses of the origin of fashion as a phenomenon of Western European culture in the mid XIV century. By analyzing the cultural and historical prerequisites, which could lead to the emergence of a new cultural phenomenon, we come to the thought about fashion as a new social mechanism that implements the function of the ritual. Comparison with ritual allows to find out new possible justification of its tendency to change, innovation and social stratification.
Key words:fashion, ritual, mechanism of the appropriation of otherness, body, identity.

Абрамов М.Г. Субъект-объектный подход к проблеме сознания: слитность vs дифференциация
Статья посвящена методологическим проблемам исследования сознания в рамках субъект объектного подхода. Обосновывается попытка отказа в отдельных случаях от традиционного понятия “хронотоп” и подчеркивается необходимость ввести в анализ специальное синтетическое понятие “информация”. Отмечается, что в проблематике сознания субъект (носитель сознания) и объект (сознание) не совпадают в принципе, а обе рассматриваемые парадигмы на деле весьма близки.
Ключевые слова:сознание, субъект, объект, хронотоп, информация.
Abramov Subject6object approach to the problem of consciousness: merging vs differentiation
This article covers some methodological problems of the research of the consciousness within the subject object approach. Such traditional concepts, as “timespace” (chronotope), sometimes lose their sense. So it’s quite necessary to introduce into analysis a special synthetic concept of “information”. The proximity between both paradigms under consideration as well as fundamental non coincidence of the subject (as a bearer of consciousness) and the object (as a consciousness) within the problems of consciousness are identified.
Key words:consciousness, subject, object, chronotope, information.

Завьялова Е.Е. Ольфакторные элементы в наследии Василия Великого
Анализируется назначение ольфакторных элементов в наследии Василия Великого (Кесарийского, ок. 330–379 гг.). Василий Великий представляет масштабную теоцентрическую проекцию космического бытия. Человек у негосущество, вступающее в гносеологические отношения с миром и пытающееся осознать себя. Обоняние помогает постигнуть полноту бытия, что особенно актуально для текстов, в которых прославляется Божье величие. Применение искусственно созданных ароматов, по мнению святителя, уместно в богослужении, а в быту нежелательно, хотя и свидетельствует о тоске человека по раю. Сравнения с ольфакторными ремами, метафоры с производным значением “аромат” помогают богослову доказывать благую суть христианства. С практической точки зрения внимание к одорическим подробностям объясняется риторическими принципами: оратору необходимо владеть искусством вербальной трансформации ощущений, воспринимаемых через органы чувств. В концептуальном плане сосредоточенность святителя на ольфакторной сфере обоснована установкой на познание человеческой сущности и окружающего мира, а также заинтересованностью в вопросе о способе исхождения Святого Духа.
Ключевые слова:каппадокийская школа, ольфакторные элементы, запах, тринитарная формула, пневматология.
Zavyalova E.E. The olfactory elements in the heritage of St. Basil the Great
The role of olfactory elements in the works by St. Basil the Great (of Caesarea, approx. 330–379) is considered. Basil the Great set forth a large scale theocentric projection of cosmic existence. He presents the Human as a creature that comes into gnoseological relationship with the world and tries to comprehend himself. The sense of smell helps to comprehend the fullness of being, that is especially topical for those texts in which God’s majesty is glorified. The use of artificial aromas, according to the Saint, is appropriate in the liturgy, while in everyday life is undesirable, though it is an evidence of human yearning for Paradise. Comparisons with olfactory themes, with a derivative meaning “aroma” help the theologian to prove the good essence of Christianity. From a practical point of view, the close attention to the odorous details is due to the rhetorical principles: an orator must master the art of verbal transformation of sensations that are perceived through the senses. Conceptually, the concentration of the Saint on the olfactory area is justified by the setting on the knowledge of human nature and the surrounding world, as well as interest in the question of the way the procession of the Holy Spirit.
Key words:Cappadocian school, olfactory elements, smell, trinitarian formula, pneumatology.

Куреных К.А. Эгоизм как жизненная позиция в трудах М. Штирнера и Ф. Ницше
Обыденное нравственное сознание оценивает эгоизм как неморальный феномен. Однако история этики знает примеры морального оправдания эгоизма. В данной статье эгоизм рассмотрен как жизненная позиция в философии М. Штирнера и Ф. Ницше. Эти философы не просто оправдывали эгоизм с нравственной точки зрения, но и утверждали, что это единственно правильная жизненная установка. При этом между их учениями есть и принципиальные различия, которые во многом диктуют отношение к роли эгоизма в осуществлении этических идеалов (Единственного и сверхчеловека).
Ключевые слова:эгоизм, философия Ф. Ницше, сверхчеловек, философия М. Штирнера, Единственный.
Kurenykh K.A. Egoism as a life position in M. Stirner’s and F. Nietzsche’s philosophy
Trivial conscience assesses egoism as a non moral phenomenon. Meannwhile, in the history of ethics there are some cases when thinkers tried to provide the moral justification for egoism. The article considers egoism as a life position in M. Stirner’s and F. Nietzsche’s philosophy. These philosophers not merely tried to justify egoism, but also claimed that this position is the only one that provides the correct principle of life. Nevertheless their doctrines reveal some fundamental differences, that constitute the differences between their attitudes to the role of egoism in realization of their ethical ideals (“Ego”, “Ubermensch“).
Key words:egoism, F. Nietsche’s philosophy, Ubermensh, M. Stirner’s philosophy, Ego.

Ржевская Е.А. Пушкин: прижизненные портреты и образы поэта в творчестве художников ХХ века
В статье проводится художественный анализ прижизненных портретов Пушкина (Тропинин и Кипренский), рассматривается место этих художников в истории русского искусства, высказывается мысль о преемственности изображения поэта в работах современных художников (Шухаев) и новых взглядах на него и его творчество.
Ключевые слова:Пушкин, история живописи и культуры, Сомов, Шухаев, преемственность, новизна.
Rzhevskaya Pushkin: Live portraits and images of the poet in the work of the XX century artists
The artistic analysis of Pushkin live portraits by Tropinin and Kiprenskiy is accomplished as well as the place of both artists in the history of Russian art. The idea of both continuity in the poet’s imaging in contemporary artists works (Shukhaev) and new perspecives of the poet and his creative work.
Key words:Pushkin, history of art and culture, Somov, Shukhaev, continuity, novelty.

Паронджанов В.Д. Можно ли улучшить медицинский язык?
Профессиональный медицинский язык имеет скрытый недостаток, порождающий врачебные ошибки и создающий трудности при обучении студентов в медицинских университетах. Чтобы устранить дефект, нужно усовершенствовать язык врачей с помощью графических рисунков, позволяющих представить медицинские алгоритмы в наглядной и удобной для врачей форме.
Ключевые слова:медицинский язык, медицинский алгоритм, безопасность пациентов, врачебная ошибка, язык ДРАКОН, эргономизация.
Parondzhanov V.D. Can we improve medical language?
Professional medical language has a latent defect generating medical errors and creating difficulties when training students at medical universities. To eliminate the defect, it is necessary to improve language of doctors by means of the graphic drawings that allow to present medical algorithms in a form that is evident and convenient for doctors.
Key words:medical language, medical algorithms, medical error, ergonomisation.

Беркович Е.М. Темы “Меланхолии” Дюрера в “Докторе Фаустусе”
Рассматриваются средневековые и ренессансные представления о связи математики и меланхолии и тема связи математики, музыки и меланхолии в “Докторе Фаустусе” Т. Манна. Связь эта в романе воплощена в теме гравюры Дюрера “Меланхолия”, сопровождающей героя на протяжении всего романа. Манн, знакомый с культурным опытом нацистской Германии, видит в музыке, создаваемой под знаком меланхолии, шаг к союзу с дьяволом. Противоядием этому влиянию меланхолии выступает изображенный на гравюре Дюрера магический квадрат, символизирующий математику как “слияние разума с магией”.
Ключевые слова:А. Дюрер, Т. Манн, “Доктор Фаустус”, меланхолия, математика, музыка, нацистская музыка.
Berkovich E.M. The theme of Duerer’s “Melancholia” in “Doctor Faustus” by Th. Mann
Medieval and Renaissance views on the relationship between mathematics and melancholy are considered as well as the theme of interconnection of mathematics, music and melancholy in “Doctor Faustus” by T. Mann. In the novel this relationship is embodied in a theme of the Duerer’s engraving «Melancholia», that accompanies its hero throughout all novel. Mann, familiar with cultural experience of nazi Germany, sees in the music, created under the sign of melancholy, a step to the union with a devil. The magic square represented on Duerer’s engraving and symbolizing mathematics as a «merge of reason to magic» serves as an antidote to this influence of melancholy.
Key words:A. Duerer, T. Mann, “Doctor Faustus”, melancholy, mathematics, music, nazi music.

Фархитдинова О.М. Теургия поэтического действа Ф. Гёльдерлина
Рассматривается понимание творческого наследия Ф. Гёльдерлина с позиции интерпретации значения и роли личности в эпохе. Предполагается, что героическое и эпическое образуют значение “сердечности” Ф. Гёльдерлина, о которой писал М. Хайдеггер. О человеке как событии в этом смысле пророчествует герой (в античной интерпретации). Показано, что религиозное чувство поэта уникально по природе и универсально по существу. Предпринята попытка обозначить творчество Гёльдерлина как особого рода теургию, что позволяет поновому осмыслить философские и религиозные идеи в его наследии.
Ключевые слова:Ф. Гёльдерлин, религиозное чувство, жрец поэт, теургия.
Farkhitdinova O.M. Theurgy of Hеlderlin’s poetic action
The understanding of the creative heritage of F. Helderlin is deliberated in the perspective of value interpretation and the role of personality in the era. It is assumed that the heroic and the epic constitute a special kind of meaning — “the warmth” by Friedrich Helderlin, which Martin Heidegger wrote about. It is in this sense that a hero (in the classical interpretation) does soothsay on the Man as the event. It is shown that the religious feeling of the poet is unique in its nature and universal in its essence. An attempt to identify the works by Hеlderlin as Theurgy allows to rethink the philosophical and religious ideas and his legacy.
Key words:F. Helderlin, Religious feeling, the Priest Poet, Theurgy.

Рубец М.В. Иероглиф как модель. Кинокадр С. Эйзенштейна глазами китаиста
Рассматривается подход С.М. Эйзенштейна к способам воздействия кинокадра на сферу бессознательного в связи с интересом режиссера к архаическому мышлению. Делается попытка сопоставить кинокадры Эйзенштейна с иероглифическими знаками китайской письменности. Исследование выполнено на материале кинофильмов «Броненосец “Потемкин”», “Октябрь”, “Иван Грозный”. Выявляется визуальное и композиционно смысловое соответствие ряда кинокадров с иероглифами. Делается предположение о вероятной преднамеренности указанных соответствий.
Ключевые слова:культурная антропология, иероглиф, кинокадр, фильмография Эйзенштейна.
Rubets M.V. Hieroglyph as a pattern. Eisenstein’s film frame through sinologist’s eyes
The article concerns the problem of the ways a film frame can influence the unconscious layer of the viewer’s mind — the idea developed by Eisenstein, in connection with his interest in archaic type of human world view. An attempt is made to compare Eisenstein’s film frames with Chinese hieroglyphic writing. Research is carried out on the material of the films «Battleship “Potemkin”», “October”, “Ivan the Terrible”. We reveal visual and semantic matching of the several film frames with the structure of Chinese characters. The assumption is made of the probable intentionality of these correspondences.
Key words:hieroglyph, film frame, Eisenstein, antropology, close up, October, Battleship “Potemkin”, Ivan the Terrible.

Шульц С.А. Гоголь и Шеллинг о душе
Соотносятся взгляды Н.В. Гоголя и Ф. Шеллинга на проблему души в контексте эпохи романтизма. “Эстетический пантеизм”, одушевление природы, понятой с точки зрения искусства, оказываются общим моментом и у писателя, и у философа. Рассмотрены онтологический, спиритуалистический и психологистический аспекты понимания души одним и другим автором, а также связь данных аспектов с историософией.
Ключевые слова:Гоголь, Шеллинг, душа, “эстетический пантеизм”.
Shults S.A. Gogol and Schelling on the soul
Gogol’s and Schelling’s views on the soul problem are correlated in the context of age of Romanticism. Gogol and Schelling share “esthetic pantheism”, annimation of nature that is perceived in the perspective of the art. Ontological, spiritualistic and psychologistic aspects of percept of soul by the two authors, their connection with historiosophy are cinsidered.
Key words:Gogol, Schelling, soul, “esthetic pantheism”.

Хайтун С.Д. Доминирование человеческого фактора в феномене “непостижимой эффективности” математики
На протяжении XX века математики и физики теоретики первого ряда не раз говорили о “непостижимой эффективности” математики в естественных науках. Некоторые привлекали для объяснения этого феномена восходящие к Платону представления об объективном (независимом от субъекта познания) существовании математических объектов. Высказываются пять аргументов против этого тезиса и этих представлений. Среди этих аргументов — соображения об интуитивной природе аддитивности.
Ключевые слова:“непостижимая эффективность” математики, аддитивность, латентная переменная, индикатор, принцип фаллибилизма, “шепот” окружающей среды.
The dominant role of Human factor in the phenomenon of “unreasonable effectiveness” of mathematics in the natural sciences
Throughout the XX century a number of the first rate mathematicians and physicists-theorists spoke in favor of the thesis on “unreasonable effectiveness” of mathematics in the natural sciences. To explain this phenomenon, some of them involved of objective (independent of the subject of cognition) existence of mathematical objects ascending to the Plato’s World of Ideas concepts. The article provides five arguments against this thesis and these representations. Among these arguments are the reasons on the intuitive nature of additivity.
Key words:The “unreasonable effectiveness” of mathematics, additivity, latent variable, indicator, the principle of fallibilism, “whisper” of environment.


ЧЕЛОВЕК 1/2016